112
Рис. 28.
Немаловажный этап в организации убеждающего воздействия заставить военнослужащих и
население противника воспринять содержание убеждающего воздействия. Важно правильно
предугадать, как объект воспримет преподносимую ему информацию. Здесь нередко допускается
одна очень серьезная ошибка: объект наделяют теми же чертами и особенностями, которые
присущи специалистам, составлявшим информационно-пропагандистский материал.
Между тем, он обязан подстраиваться под особенности мышления и мировоззрения объекта,
оценивать содержание убеждающего информирования как бы с позиции тех, на кого оно
направлено.
Так, американцы в конце Второй мировой войны выпустили листовку для японских солдат,
призванную вызвать у них тоску по дому, по семье, и тем самым подтолкнуть их к сдаче в плен.
Однако рисунки на ней были выполнены в чисто американском духе. Они не могли оказать
ожидаемого воздействия на японцев, воспитанных в духе самопожертвования во имя Родины и
Императора (рис. 28).
2. Своеобразие использования внушения в практике психологической
войны.
Внушение это метод психологического воздействия на сознание личности или группы людей,
основанный на некритическом (и часто неосознанном) восприятии информации.
При внушении сначала происходит восприятие информации, содержащей готовые выводи, а
затем на ее основе формируются мотивы и установки определенного поведения. В процессе
внушения интеллектуальная (аналитико-синтезирующая) активность сознания либо отсутствует,
либо она значительно ослаблена, а восприятие информации, настроений, чувств, шаблонов
поведения базируется на механизмах заражения и подражания.
Основные характеристики внушения
Специалисты психологической войны исходят из того, что внушению должны быть присущи
следующие характеристики:
1.
Целенаправленность и плановость. Внушающее воздействие осуществляется на
основе конкретных целей и задач, соответствующим планам психологических
операций и тем условиям, в которых они проводятся.
2.
Конкретность объекта внушения. Внушающее воздействие эффективно в
отношении строго определенных групп населения и военнослужащих противника,
при обязательном учете их важнейших социально-психологических, национальных
и других особенностей.
3.
Некритическое восприятие информации объектом внушения.
Внушающее воздействие предполагает очень низкий уровень критичности и сознательности
объекта. В отличие от убеждения, внушение основывается не на логике и разуме человека, а на
его способности воспринимать слова другого лица как должное, как инструкцию к действию.
|