Navigation bar
  Print document Start Previous page
 130 of 181 
Next page End  

130
было резко сокращено число иностранных корреспондентов, аккредитованных при штабе
объединенного центрального командования международной группировки в Эр-Рияде (Саудовская
Аравия), а также введена жесткая цензура на передаваемую информацию.
Для контроля за работой оставшихся иностранных корреспондентов, аккредитованных при
штабе, было создано специальное информационное бюро, на которое возлагалась вся полнота
ответственности за цензуру информации о деятельности союзных вооруженных сил в зоне
Персидского залива. В состав бюро вошли представители всех видов вооруженных сил США,
уполномоченные поддерживать официальные контакты с журналистами в пределах своей
компетенции. Это бюро устанавливало перечень сведений, запрещенных к публикации, а также
контролировало контакты иностранных корреспондентов с американскими военнослужащими.
Характерно, что доступ иностранных корреспондентов в американские войска, развернутые в
Саудовской Аравии, ограничивался посещением небольшого количества подразделений, перечень
которых был утвержден американским командованием. К общению с журналистами допускали
только специально проинструктированных и подготовленных военнослужащих.
В целях сокрытия боеготовности группировки широко освещались те трудности, с которыми
столкнулись войска при оперативном развертывании в зоне конфликта. Значительно
преувеличивалось отрицательное влияние тяжелых климатических условий, нехватки воды и
бытовой неустроенности на психику военнослужащих, состояние техники и вооружения, на боевую
готовность в целом. В прессе публиковались выступления руководящих лиц министерства
обороны США о необходимости продления сроков подготовки к военным действиям до конца
февраля — начала марта 1991 г.
Для обеспечения широкой народной поддержки своего курса на конфронтацию с Ираком,
президент Дж. Буш в ноябре 1990 г. заявил, что Ирак в состоянии изготовить ядерный заряд в
ближайшие 10 месяцев (между тем, по оценкам американских экспертов, технологическая база
Ирака не могла позволить сделать это ранее чем через 5-10 лет). Значительно завышались также
возможности Ирака по применению химического и биологического оружия.
Неоднократно подчеркивалось, что режим С. Хусейна сделает основную ставку именно на эти
виды оружия, чтобы нанести мощный удар по Израилю.
Со второй половины декабря 1990 г. был введен режим ограничений на информацию,
передаваемую по открытым и закрытым каналам связи вооруженных сил. Одновременно в
открытой печати США и союзных стран началось дозированное распространение ложных
сведений о нумерации, численности, вооружении и боевой готовности перебрасываемых в зону
Персидского залива соединений. В частности, ложный характер имело большинство статей о
масштабах переброски войск из США и Западной Европы в зону конфликта, о количестве
доставляемого оружия, боевой техники, боеприпасов и различных материальных средств.
Мероприятия по дезинформированию проводились одновременно в политической,
экономической и военной областях путем организации регулярных "утечек" секретных сведений и
распространения "личных мнений" информированных высокопоставленных представителей
военно-политического руководства США и их союзников.
Основу плана дезинформирования на стратегическом уровне составила идея о том, что
переброска войск в ближневосточный регион проводится главным образом для предотвращения
агрессии Ирака против Саудовской Аравии. При этом особый акцент делался на сообщения об
отработке находящимися там войсками оборонительных действий по отражению вторжения
иракских танковых группировок в Саудовскую Аравию.
Для дискредитации политики СССР среди арабов в средствах массовой информации,
рассчитанных на них, была организована публикация серии статей о якобы имевшей место
передаче Советским Союзом на Запад секретных сведений об Ираке и его вооруженных силах. А в
статьях, предназначавшихся для западных читателей, СССР обвиняли в нарушении
экономического эмбарго, переброске в Ирак танков, запасных частей и другого военного
имущества, присутствии там советских военных специалистов. Наконец, в тот период, когда
американский президент уже отдал указания о начале боевых действий против Ирака, США
всячески пропагандировали свою поддержку мирных инициатив советского руководства.
За месяц до начала боевых действий на официальный Багдад обрушилась через
международные СМИ масса информации из "компетентных источников", суть которой сводилась к
одному: многонациональные силы будут готовы к "ночной" войне лишь в начале марта, к "дневной"
— в лучшем случае в середине февраля. Аналогичные сведения поступали командованию
иракских войск в Кувейте по каналам армейской разведки, их невзначай упоминали
антиправительственные радиостанции, вещавшие с территории Саудовской Аравии.
С начала января 1991 г. дезинформация стала распространяться по линиям связи тактического
звена вооруженных сил США. Эти действия являлись частью мероприятий американского
Hosted by uCoz