147
интеллектуальным, психологическим оружием." Для реализации этого наставления в армейских
батальонах была введена должность офицера по пропаганде. Эти офицеры отвечали за
идеологическую обработку своих солдат, а также за "духовное порабощение" населения
оккупированных территорий.
"Духовное порабощение" выражалось прежде всего во внушении мысли о бесполезности
борьбы с "высшей расой", о необходимости подчиниться "новому порядку", устанавливаемому на
оккупированных землях.
В то же время немецко-фашистское руководство проявляло определенную заботу в отношении
маскировки своих истинных намерений. Так, крупнейший нацистский теоретик в области "расового
вопроса" Альфред Розенберг указывал в своем циркуляре от 3 декабря 1942 года:
"Я просил проявлять сдержанность в статьях и выступлениях, касающихся планов Рейха на
Востоке. Следует избегать следующих выражений: проводить колониальную политику,
показывая тем самым, что Германия хочет создать на Востоке колонии или рассматривать
страну и ее жителей как объект эксплуатации. Эти выражения используются советской
пропагандой для утверждения, что Германия ставит народы Востока на одну ступень с
неграми.
Кроме того, нельзя говорить о новых немецких поселениях, в особенности крупных, и об
экспроприации земли, ни в коем случае нельзя допускать теоретических статей о том, нужно
ли онемечивать народы или землю. Именно национал-социалистический принцип, что земля
должна онемечиваться, используется в том смысле, как будто Рейх провозглашает плановое
принудительное переселение народов. Это усиливает советскую пропаганду, а также
пробуждает волю к борьбе народов на оккупированных восточных территориях".
Печатная пропаганда являлась основной формой психологической войны вермахта. Ее
содержание отличалось беспринципностью и неразборчивостью в сред ствах. Министерство
пропаганды подготовило "Предложения к составлению листовок для войск противника", в которых
подчеркивало:
"Пропаганда разложения грязное дело, не имеющее ничего общего с верой или
мировоззрением. В этом деле решающим является сам результат.
Если нам удастся завоевать доверие противника тем, что мы обольем грязью своего фюрера и
его сподвижников, свои методы и свое мировоззрение, и если нам удастся проникнуть, благодаря
этому доверию, в раскрывшиеся для нас души солдат противника, заронить в них разлагающие их
лозунги, совершенно безразлично, будут ли это марксистские, еврейские или интеллигентские
лозунги, лишь бы они были действенны! то этим будет достигнуто больше, чем самой
доходчивой проповедью о большевистской опасности и плутократической системе, которая не
будет воспринята солдатом противника, так как против этого яда его руководство ввело в него уже
достаточную долю противоядия".
Одновременно верховное командование вермахта издало "Директиву для фронтовых
пропагандистов". В ней подчеркивалось, что при планировании пропагандистских мероприятий на
противника необходимо четко определять:
цель пропагандистских акций; круг лиц, на которых направлено воздействие;
место и район будущих действий; основные методы воздействия и главные тезисы;
технические средства распространения информационных материалов;
наиболее благоприятное время проведения пропагандистских акций. Далее в директиве
излагались основные принципы пропагандистского воздействия на противника:
1.
"Во фронтовой пропаганде бесполезно использовать сложные, запутанные,
искусственно построенные конструкции. Чем проще, яснее, естественнее и
примитивнее содержание, тем выше его эффективность.
2.
Человек больше всего подвержен эмоциональному воздействию, поэтому значительно
эффективнее обращаться к его чувствам, а не к разуму.
3.
Пропагандистские тексты должны быть логически продуманы, но не обязательно
логически изложены.
4.
Волшебное слово в пропаганде повторение. Удачного пропагандистского тезиса
следует придерживаться до тех пор, пока не изменятся условия психологической
обстановки.
5.
Самый лучший учитель на пути повышения эффективности фронтовой пропаганды
опыт".
Листовки, предназначенные для распространения среди советских войск, печатали
миллионными тиражами типографии Берлина и других городов Германии, значительное
|