160
Вьетнаме, одна только авиация сбросила бомб и других боеприпасов общим весом около 8-и
миллионов тонн почти в 3 раза больше, чем сбросила американская авиация на всех фронтах
за годы Второй мировой войны.
Бомбардировки северовьетнамских городов, поселков, деревень в обязательном порядке
сопровождались интенсивной пропагандой. В радиопередачах и листовках американцы запугивали
население ДРВ новыми, более интенсивными авиационными налетами. Широко использовался
прием заблаговременного предупреждения о предстоящих бомбардировках. Этот прием особенно
эффективно действовал в районах, прилегающих к уничтоженным деревням и городам, так как их
жители могли воочию убедиться в результатах бомбардировок.
По мнению американских теоретиков психологической войны, только сочетание
деморализующего боевого воздействия на противника в совокупности с подрывной пропагандой
позволяет добиться быстрого и наиболее сильного психологического воздействия на людей
(нельзя не отметить, что точно такую же тактику американцы использовали в Югославии в 1999
году).
Во Вьетнаме широко использовалась и наглядная агитация. В населенных пунктах расклеивали
листовки и плакаты, призывающие население поддерживать сайгонское правительство. Типичным
образцом такого плаката является цветная фотография красивой вьетнамской девушки с
рифмованным текстом: "Я деревенская девчонка, если будешь с вьетконговцами, я никогда тебя
не полюблю". Подобным образом американские пропагандисты стремились управлять поведением
противника на уровне бытового сознания, опираясь на чувства, общие для всех людей,
независимо от национальности, вероисповедания, политических убеждений страх за свою
жизнь, беспокойство за судьбу близких людей, сексуальное влечение, восхищение прекрасным и
т.д.
В ходе войны во Вьетнаме действенным стратегическим пропагандистским средством стало
телевидение. Американские войска создали студию и четыре передающие станции, вещавшие по
6 часов в сутки. Они передали вьетнамцам 3,5 тысячи телевизоров и разработали программы для
гражданской и военной аудиторий. Телевизоры были установлены в общественных местах
(школах, читальнях) населенных пунктов в радиусе 60 км от Сайгона. В 1971 г. уже около 80%
местного населения могло смотреть телепередачи.
Для ведения радиопропаганды использовались американские и южновьетнамские
радиостанции, а также некоторые передатчики Таиланда, Тайваня, Филиппин и Австралии,
работавшие под непосредственным контролем спецслужб США. Передачи велись на вьетнамском
языке и в разгар боевых действий охватывали 95 % населения страны, при общей
продолжительности вещания 24 часа в сутки.
Военные специалисты усовершенствовали технику распространения листовок, в результате
появилась возможность сбрасывать их с самолетов, летящих на большой высоте на небольшие
объекты. Компьютерный рас чет взаимозависимости факторов высоты сброса, направления и
скорости движения самолета, направления и скорости ветра, времени снижения листовок
обеспечивали значительную точность их приземления. Самолеты часто сбрасывали листовки над
Тонкинским заливом в международном воздушном пространстве, а воздушный поток нес их прямо
в Северный Вьетнам.
Широкое распространение получила выплата денежного вознаграждения в крупных размерах
за сданное оружие (до 11 тысяч долларов), доставленную разведывательную информацию,
приведенного с собой перебежчика (24 доллара за солдата, 2100 долларов за комиссара).
Именно во Вьетнаме американцы начали осуществлять сбор, обработку и накопление
информации для нужд психологической войны с помощью ЭВМ, была также предпринята попытка
создать в тех же целях единую информационную систему (PAMIS).
Несмотря на поражение США во вьетнамской войне, надо признать, что психологические
операции были достаточно продуктивными. Так, за период боевых действий примерно 250 тысяч
вьетнамцев добровольно перешли на сторону противника.
Недостатки, имевшие место в осуществлении психологических операций во Вьетнаме,
впоследствии проанализировала специальная правительственная комиссия. План мероприятий по
их устранению включал следующие пункты:
Необходимо усилить внимание к аппарату психологической войны со стороны
правительства в целом и министерства обороны в особенности;
Помимо военной, необходимо создать еще и гражданскую структуру для координации
мероприятий в области психологической войны;
Необходимо увеличить численность сил и средств психологических операций в мирное
время в 10 раз;
|