165
территории США в страны Западной Европы. Аналогично использовались мощные передатчики
радиостанций "Голос Америки" и "Немецкая волна".
Операция в Панаме.
Подразделения психологических операций США принимали активное участие в операции
"Правое дело" в Панаме в декабре 1989 январе 1990 гг.
Опыт их применения в панамском конфликте внес определенные коррективы в тактику и
методику действий. В тот период органы психологической войны главным в своей работе считали
осуществление мероприятий по дезинформации противника и применение "беспокоящих
действий", выводящих противника из состояния психологического равновесия. Именно на решение
таких вопросов ориентировались специалисты перед началом боевых действий в Панаме. Чисто
пропагандистскому аспекту своей деятельности они отводили второстепенную роль.
Однако, столкнувшись с упорным сопротивлением сил национальной гвардии Панамы (общей
численностью 15 тысяч человек), они срочно изменили тактику. Панамцы поначалу были
настроены очень решительно: "лучше умереть, чем сдаться". Пришлось прибегнуть к усиленному
пропагандистскому воздействию. Подразделения органов психологической войны распространяли
печатную пропагандистскую продукцию (брошюры, букеты, плакаты), разбрасывали листовки-
пропуска для сдачи в плен и открытки с призывами сдавать оружие, новогодние поздравления,
фотографии разыскиваемых соратников панамского президента генерала М. Норьеги и т.п.
В Панаме специалисты по психологической войне, по работе с гражданским населением и по
связям с общественностью тесно взаимодействовали. Все они решали одну и ту же задачу,
которую можно сформулировать следующим образом: это борьба за общественное мнение, без
привлечения которого на свою сторону победа в вооруженном столкновении, подпадающем под
понятие "конфликт низкой интенсивности", невозможна. Как сказано в "Полевом уставе армии
США FM 33-5. Психологические операции" (принят в июле 1987 г.) "успех в конфликтах низкой
интенсивности не может определяться чисто военным понятием выигранного сражения.
Военную победу надо считать лишь важным аргументом для достижения общего успеха".
Другими словами, даже в случае применения военной силы, успешная военная операция лишь
расчищает место для возведения "здания окончательной победы". Фундаментом этого здания
должно стать общественное одобрение происшедших перемен, стенами четко
функционирующее правительство, отлаженная государственная система, свободные средства
массовой информации и общественный порядок, крышей демократический уклад жизни,
способный защитить общество от узурпации власти. Таким образом, психологическим операциям
в конфликтах низкой интенсивности отводится главная роль.
В полном соответствии с уставом, органы по связям с общественностью основное внимание
уделяли поддержанию самых тесных контактов с печатью и телевидением, т.е. главными
источниками информации для населения США и Панамы. Уже с февраля 1988 г. (т.е. за 22 месяца
до вторжения) они начали регулярно сообщать в американских СМИ о фактах дискриминации
американ ских военнослужащих и их семей, находящихся в зоне Панамского канала, со стороны
местных властей, солдат и полицейских, об атмосфере страха, неуверенности и террора, в
которой приходится жить американцам. Президент Панамы генерал Мануэль Норьега предстал в
неприглядном виде жестокого диктатора и одновременно крупного торговца наркотиками, к тому
же психопата, "зацикленного" на сексе и колдовстве.
В Панаме впервые была испытана новая система взаимодействия аппарата по связям с
общественностью с военными и гражданскими СМ И. Для этого заранее был создан специально
подобранный и проинструктированный контингент журналистов и фоторепортеров, которых к
началу боевых действий перебросили на соответствующие объекты в Панаму. Командование
таким образом стремилось закрыть (или хотя бы существенно ограничить) доступ "нежелательных
журналистов" в зону боевых действий. Служба по связям с общественностью несколько раз в сутки
устраивала для них брифинги и встречи с высокопоставленными военными. Там журналисты
оперативно получали свежие новости о ходе боевых действий и политической ситуации в Панаме.
Сообщая эти сведения с нужными акцентами в своих материалах, они заставляли каждого
американца чувствовать себя очевидцем происходившего, переживать за жизнь
соотечественников и в то же время формировали общую картину происходящего, полностью
соответствующую официальной точке зрения руководства США.
Таким образом, военно-политическое руководство США учло уроки вьетнамской войны,
проигранной вследствие утраты контроля над общественным мнением. В Панаме оно обеспечило
постоянно действующий информационный мост между Пентагоном и общественностью в первую
очередь через гражданские СМИ.
|