Navigation bar
  Print document Start Previous page
 178 of 181 
Next page End  

178
Во-вторых, интенсивно осуществлялась печатная пропаганда. Уже в ходе первых рейдов ВВС
коалиционной группировки на Ирак, Кувейт и позиции иракской армии было сброшено большое
количество листовок, отпечатанных на месте или доставленных из США и Европы. Всего за время
операции было распространено более 30 миллионов экземпляров листовок.
Основным способом их распространения являлся авиационный сброс.
Его осуществляли самолеты США и Великобритании. Позже был применен способ
распространения листовок агитационными артиллерийскими снарядами. Для этого привлекалась
артиллерия корпуса морской пехоты ВМС США.
Главными темами листовок были:
бесполезность сопротивления;
неизбежность разгрома;
склонение к сдаче в плен; к дезертирству; к оставлению оружия при отступлении;
возложение всей вины за войну на С. Хуссейна.
О высокой эффективности использовавшихся листовок говорят данные исследования,
проведенного специалистами резервного 13-го батальона психологических операций армии США
по работе с военнопленными. Так, 98% опрошенных признали, что они видели эти листовки; 88%
из них верили в то, что там было написано; 70% подтвердили, что именно листовки повлияли на их
решение сдаться в плен либо дезертировать.
При этом органы психологической войны МНС достаточно оперативно реагировали на
изменения в боевой обстановке, оценивали эффективность своей пропаганды и вносили
коррективы в содержание подготовленных документов.
Так, после нескольких недоразумений, имевших место при сдаче в плен иракских
военнослужащих, тексты листовок с призывами сдаваться в плен были дополнены конкретными
рекомендациями по порядку перехода линии фронта и использованию сдающимися условных
сигналов.
Сочетание целенаправленной печатной и радиопропаганды с непрерывными бомбардировками
и артобстрелами очень сильно деморализовало иракские войска и способствовало их массовой
сдаче в плен в период наземного наступления МНС.
По оценкам экспертов из Саудовской Аравии, органы психологических операций МНС на
протяжении всего конфликта готовили свои пропагандистские материалы с учетом национально-
психологических особенностей арабов.
Листовки отличались лаконичностью, простотой и доходчивостью текста, а стиль изложения —
"искренностью и чистосердечностью". Техническое исполнение листовок было таково, что они не
боялись ни сырости, ни прямых солнечных лучей.
В-третьих, в ходе боевых действий широко использовалось устная пропаганда. 66 групп
специалистов со звуковещательными средствами были приданы командирам частей и
подразделений по всему фронту действий МНС с целью оказания им тактической поддержки.
Группы были выделены из состава регулярных 6-го и 9-го батальонов психологических операций
армии США, а также из пяти резервных рот.
Мобильные звуковещательные станции, установленные на автомобилях высокой
проходимости, располагались вдоль переднего края, и дикторы зачитывали по-арабски текстовые
сообщения, ненадолго прерывая трансляцию восточной музыки. Передачи для звуковещательных
станций готовились с учетом реального уровня морально-психологического состояния личного
состава иракских войск и велись на диалектах арабского языка, доступных пониманию
большинства иракцев.
Эффективность устной пропаганды оказалась очень высокой. Так, с помощью смонтированной
на вертолете звуковещательной установки мощностью 2700 Ватт удалось склонить к сдаче в плен
батальон иракской армии, оборонявший остров Файлак в заливе Кувейт. В другой ситуации, после
проведения передачи о "неизбежности прихода смерти с небес" целый иракский батальон сдался
в плен экипажу одного вертолета 1-й кавалерийской дивизии.
В-четвертых, в ходе операции "Буря в пустыне" использовалась такая форма
психологического воздействия, как видеопропаганда. Через Иорданию и другие соседние с Ираком
страны переправлялись и распространялись видеокассеты пропагандистского содержания.
В-пятых, огромную роль сыграло дезинформирование в ходе боевых действий. Оно активно
применялось в течение всего периода боевых операций, "дозировалось" вместе с объективной
информацией для оказания максимального психологического воздействия на противника.
Например, ложные сообщения о колоссальных успехах, достигнутых уже в первые часы войны
против Ирака, переданные всеми мировыми СМИ дали именно тот эффект, на который были
Hosted by uCoz