36
Формирование в народе и среди военнослужащих противника положительного отношения к
противоположной стороне
Основная цель этого направления психологических операций, которое особо активизируется в
угрожающий период, сформировать в возможно более широких кругах противника установку на
положительное восприятие своего государства, своей политики, своих вооруженных сил и т.д.
Сделать это чаще всего очень трудно.
Так, этнически однородное, милитаризованное, настроенное крайне отрицательно по
отношению к СССР финское общество представляло в 1939-40 гг. явно неудачный объект для
прямолинейной советской пропаганды. Когда финны читали агитационно-пропагандистские
материалы о дружбе народов СССР и Финляндии, они не вызывали у них ничего, кроме
недоумения и смеха.
Противоположный результат давала советская пропаганда на национальные меньшинства в
Польше перед войной 1939 г. Украинцы, беларусы, литовцы, евреи, подвергавшиеся
национальной дискриминации в этой стране, были предрасположены к положительному
восприятию ее содержания. Позже они встречали советские войска с цветами в руках и выдавали
им прятавшихся польских военнослужащих, жандармов, полицейских.
Рис. 5.
Немало попыток обеспечить себе поддержку сельского населения на оккупированных
территориях СССР делали в 1941-44 гг. немцы. Вот характерная выдержка из обращения к
беларусским крестьянам:
"Большая часть из Вас правильно поняла и оценила освобождение немецким вермахтом
Вашей страны от большевизма и Ваше собственное освобождение от рабства колхозов.
Часть из Вас пытается доказать свою благодарность по отношению к освободителям
хорошей обработкой земли и своевременными поставками по своим обязательствам.
К сожалению, среди Вас есть еще целый ряд крестьян, которые больше слушают наущения
бандитов и верят в то, что смогут избежать трудовой повинности, не выполняя ежедневно
своих обязательств по поставке.
Немецкая администрация терпеливо ждала один год, учитывала трудности молотьбы и
т.д. в надежде, что эти не выполняющие своего долга крестьяне образумятся." (См. рис. 5
немецкий плакат 1942 г.).
Дезинформация противника о характере предстоящих боевых действий
Основная цель осуществления психологических операций данного направлении введение
противника в заблуждение, создание предпосылок для неожиданного удара по нему.
Хорошим примером успешной деятельности по введению вероятного противника в
заблуждение были действия Германии и СССР накануне Второй мировой войны. Гитлеру удалось
обмануть как западных руководителей, так и Сталина. В то же время Сталин удачно скрыл планы
своих действий против Польши и Финляндии в 1939 г.
|