49
психологического истощения бойцов Фронта национального освобождения Южного Вьетнама
нередко устраивалось громкое звуковещание на определенный район в течение всей ночи. Его
программы готовили в виде обращений к своим близким "блуждающих душ" непогребенных
партизан. Практиковалось также сбрасывание по периметру деревни магнитофонов с часовыми
реле, которые включали и выключали их в течение всей ночи. Число перебежчиков с началом
применения подобных методов, отмечает журнал, возрастало в три раза.
Побуждение противника к сдаче в плен
Побуждение противника к сдаче в плен, пропаганда плена одно из самых перспективных и
эффективных направлений психологической войны.
Однако, как считают специалисты, очень важно при этом выбирать правильные формы и
средства воздействия:
не приукрашивать и не идеализировать пребывание в плену;
сообщать конкретные факты, призванные рассеивать страх перед неизвестностью
плена и его трудностями;
подводить военнослужащих к мысли о целесообразности сдачи в плен во имя конечной
цели вернуться домой живым.
Результативность этого направления психологических операций можно проиллюстрировать на
примере войны во Вьетнаме. За период боевых действий примерно 250 тысяч вьетнамцев
добровольно перешли на сторону противника. По подсчетам зарубежных специалистов, расходы
американской армии на то, чтобы убить одного бойца Вьетконга составили в среднем 400 тысяч
долларов (!), в то время как убеждение сдаться обходилось всего-навсего в 125 долларов на
человека.
Какой бывает пропаганда плена, показывают агитационно-пропагандистские материалы,
распространявшиеся с этой целью.
Так, в советской газете "Front Illustrierte" (¹ 5, осень 1941 г.), рассчитанной на немецких
военнослужащих, пребывание в плену безбожно приукрасили. Фотография изображала немецкого
офицера и советского комиссара в дружеской беседе за кружкой пива. Понятно, что поверить в
вероятность подобных взаимоотношений между врагами могли только безнадежные идиоты.
Немецкая пропаганда во время Второй мировой войны распространяла целую серию листовок,
объединенных общим сюжетом под заглавием "Военнопленным хорошо в Германии". Листовки
предназначались французским и английским солдатам. Однако в действительности отношение к
военнопленным указанных стран не было одинаковым. Если французы еще могли надеяться на
соблюдение по отношению к ним Женевских конвенций, то с английскими пленными,
правительство которых эти конвенции не подписало, гитлеровцы обращались достаточно сурово.
Листовки с призывами к сдаче в плен очень распространены и важны.
Они завершают собой работу по деморализации противника, проводившуюся в предыдущее
время с помощью различных пропагандистских средств, а также ударов своих войск.
Использование же листовок с подобными призывами против имеющего военный успех или не
подготовленного соответствующим образом противника не приносит результатов. Примерим таких
ошибочных действии может служить пропаганда японцев в юго-западной части Тихоокеанского
ТВД в годы Второй мировой войны. Японцы начали сбрасывать такие листовки тогда, когда
положение американцев стало явно улучшаться и когда уже было ясно, что вряд ли американские
солдаты будут думать о сдаче в плен как средстве личного спасения.
В практике психологической войны широко использовались и используются листовки-пропуска,
гарантирующие жизнь сдавшимся в плен военнослужащим. Обычно такие листовки оформляют как
официальный документ, что увеличивает их субъективную ценность и побуждает к сохранению.
|