74
Курдов удалось поднять на вооруженное выступление против режима Саддама Хусейна.
Кроме того, национальные меньшинства, являющиеся выходцами из государства, враждебного
той стране, в которой они проживают, могут вести подрывную деятельность против нее из
националистических побуждений. Не случайно США во время Второй мировой войны опасались
подрывных действий со стороны достаточно большой японской диаспоры. Они либо
интернировали этнических японцев в специальных лагерях (как это было на Гавайях), либо
депортировали их вглубь страны.
Морально-психологическое состояние военнослужащих противника
Морально-психологическая подготовка военнослужащих в любой армии мира нацелена на
формирование у них такого душевного настроя, который позволяет преодолевать страх,
растерянность, усталость, помогает в любой ситуации сохранять уверенность в своих силах,
побуждает быть храбрыми и упорными.
Стремясь усилить боеготовность и боеспособность личного состава, руководство вооруженных
сил любого государства стремится средствами морально-психологической подготовки
(нераздельно связанной с боевой подготовкой) решать следующие задачи:
воспитать физически выносливых и психологически стойких воинов, способных успешно
преодолевать любые трудности боевой и походной жизни;
выработать у них устойчивые профессионально-боевые навыки, позволяющие успешно
действовать в экстремальных условиях на поле боя;
сформировать психологическую готовность к борьбе с сильным противником,
способным добиваться успеха в ходе боевых действий;
обеспечить социально-психологическую сплоченность частей и подразделений, боевых
экипажей и расчетов.
Морально-психологическая подготовка военнослужащих по-разному осуществляется в армиях
тех или иных государств. В США и России ею занимаются в ходе боевой и физической подготовки,
как правило, в специальных учебных центрах и на полигонах. В Великобритании особое внимание
ей уделяют в процессе конкурсного отбора и базового военно-профессионального обучения (надо
напомнить, что британская армия полностью комплектуется из добровольцев-контрактников). В
Германии наиболее подходящим моментом для морально-психологической подготовки считают
период боевого сколачивания подразделений и частей. В "силах самообороны" Японии ее
практикуют на всех этапах службы солдат и офицеров, но особенно в ходе учений и маневров.
В настоящее время можно уже изложить типичный сценарий этой подготовки. На
первоначальном ее этапе обычно осуществляют своеобразную психотерапию. Это значит, что в
процессе обучения специально создают такие условия, которые вызывают у военнослужащих
негативные психические состояния. Оказавшись в обстановке, близкой к боевой, молодой солдат
нередко теряет уверенность в своих силах, впадает в апатию или депрессию, у него возникает
чувство страха. Часто при этом он испытывает болезненные синдромы типа головокружения,
тошноты, онемения конечностей и т.д. В результате он может отказаться от пищи, потерять сон,
забыть о своих служебных обязанностях, совершить дисциплинарный проступок, и даже
дезертировать.
Однако в период обучения все это не представляет большой опасности. Солдат учат подавлять
свой страх, преодолевать апатию, другие негативные эмоции и чувства, вырабатывают у них
простейшие навыки самоконтроля и т.д. Это и есть "психотерапия". Посредством ее вырабатывают
умение сдерживать внешнее проявление негативных психических состояний, но от них самих
избавиться еще не удается. На это, как правило, и делают упор специалисты психологической
войны, осуществляя свое воздействие на личный состав войск противника.
Второй этапе морально-психологической подготовки включает в себя мероприятия по так
называемому психологическому стимулированию. Суть его состоит в приучении военнослужащих
надежно выполнять свои профессиональные обязанности в условиях боевой деятельности. С этой
целью в процессе боевой подготовки инструкторы обрушивают на солдат серию физических,
психологических и нравственных раздражителей, совокупное воздействие которых приводит к
запредельному торможению. Воля солдат оказывается практически сломленной, они в точном
смысле слова теряют способность вообще что-то делать. Инструкторы в этих условиях должны
"приходить на помощь личному составу, приводить его психику в нормальное состояние. Их
основная задача сводится к тому, чтобы научить подчиненных ясно осознавать приказы
вышестоящего командования и выполнять их несмотря ни на что.
Психотерапию и психостимулирование раньше не считали важными элементами морально-
психологической подготовки военнослужащих, гораздо больше внимания уделяли идейно-
политическому воспитанию. В последние годы ситуация изменилась коренным образом. Военные
|