76
подразделениях и, кроме того, занимаются проблемами сплочения различных категорий
военнослужащих.
В бундесвере ФРГ и "силах самообороны" Японии организацией мероприятий по морально-
психологической подготовке заняты офицеры специальных органов, имеющие педагогическое или
психологическое образование.
В вооруженных силах России в штабах соединений имеются специалисты-психологи, которых
готовят в специальных военно-учебных заведениях.
* * *
Таким образом, морально-психологическая подготовка в современных армиях в принципе
может обеспечить достаточно высокий уровень боеготовности и боеспособности личного состава.
Вместе с тем в повседневной практике боевой подготовки войск такую подготовку проходят далеко
не все военнослужащие и не в полном объеме. Специалисты психологической войны должны
поэтому выявлять реальное морально-психологическое состояние личного состава конкретных
подразделений противника. Свой главный психологический "удар" им надо наносить по тем из них,
которые в силу тех или иных обстоятельств являются наименее адаптированными к боевым
условиям.
2. Методика изучения объектов психологической войны.
Изучение объектов психологического воздействия это сложный и длительный процесс сбора,
обработки и накопления информации о противнике, осуществляемый на основе разнообразных
методов, дополняющих друг друга.
Качество этого процесса в значительной степени определяет степень эффективности
психологической войны. Изучение объектов психологического воздействия должно
осуществляться на основе ряда важных принципов.
Принцип достаточности требует точного определения того минимума информации о
противнике, который необходим и достаточен для проведения той или иной психологической
операции. Важно знать, какие конкретные психологические особенности объектов
психологического воздействия следует выявлять. Кроме того, необходимо правильно определить,
какие методы и приемы сбора информации следует использовать для решения поставленной
задачи.
Принцип деятельностного подхода ориентирует на получение информации об объектах
путем анализа содержания личностно значимой для них деятельности (военной,
профессиональной, житейской и т.д.). Только анализируя деятельность людей, можно сделать
обоснованные заключения об их внутренней сущности, понять мотивацию поведения.
Принцип социально-конфессионального подхода требует изучения объектов путем анализа
особенностей их социально-экономического, религиозного, этнического и правового положения.
Обычно существуют существенные психологические различия между представителями различных
групп людей, условно выделяемых на основе указанных признаков.
Принцип целенаправленности предполагает наличие ясно определенной цели, ради которой
и организуется изучение объектов психологического воздействия. Как правило, этой целью должно
являться раскрытие их внутренней сущности: мировоззрения, потребностей, мотивов и установок
деятельности, специфики поведения.
Исходя из четко обозначенной цели составляется план и программа изучения объектов
психологического воз действия, которые позволяют выявить именно те личностные и групповые
психологические особенности, которые определены поставленной целью.
Принцип объективности требует, чтобы изучение объектов психологического воздействия
производилось на основе всесторонне проверенных фактов, сопоставленных друг с другом.
Нельзя допускать предвзятость в истолковании, объяснении и оценке этих фактов, а тем более
исходить из своих домыслов и гипотез.
Содержание процесса изучения объектов психологической войны
Это содержание определяется целями и задачами психологической войны, отраженными в
уставах и наставлениях вооруженных сил конкретного государства В процессе изучения объектов
психологического воздействия, как правило, выявляют и оценивают две основные группы фактов:
1) характер, направленность и специфику общественно-политических и экономических
процессов в стране противника;
отношение различных слоев населения к внешней и внутренней политике
правительства;
степень влиятельности различных политических партий и общественных организаций;
|