Navigation bar
  Print document Start Previous page
 96 of 181 
Next page End  

96
захваченного у американцев. Целью операции было внушение читателям мысли о наличии в США
антивоенной оппозиции правительству.
Почти все страны, участвовавшие во Второй мировой войне, издавали также различные
"пособия" для симулянтов. Любое из них начиналось с утверждений о том, что человек должен
думать в первую очередь о себе, что система медицинского контроля пока еще весьма
несовершенна, и что симуляция той или иной болезни является, возможно, единственным
средством избежать настоящего опасного недуга — ранения на фронте. Брошюры этого вида
обычно маскировали под медицинские инструкции или справочники. Они содержали подробные
указания как симулировать туберкулез, дизентерию, сердечные заболевания, психические и
другие болезни.
Журнал отличается от брошюры в основном тем, что больше ее по своему формату и
содержит значительное число фотоиллюстраций. Журналы труднее распространять и хранить,
чем брошюры, поэтому они предназначаются в первую очередь для гражданского населения и
военнопленных противника.
Психологическое воздействие изобразительными средствами
Воздействие изобразительными средствами
— это воздействие с помощью наглядных
средств, несущих сильный эмоциональный заряд. Для этого используют художественно
оформленные плакаты, транспаранты, фотостенды, стенные газеты и карикатуры, карты, схемы,
специально организованные выставки, а также другие средства, например, наклейки, нашивки,
сувениры с соответствующей символикой.
Воздействие изобразительными средствами обладает рядом преимуществ по сравнению с
другими формами психологической войны.
а) Оно основывается на эффекте многократного влияния.
Демонстрирующиеся в определенном месте наглядные средства воспринимает множество
людей, притом многократно. Многократное восприятие одних и тех же плакатов и лозунгов
облегчает запоминание и усвоение их материалов, способствует возникновению (или укреплению)
определенных установок. Правда, следует помнить, что период экспонирования конкретного
изобразительного средства все же должен быть ограничен по времени, так как один и тот же
стимул, действующий слишком долго, становится привычным, перестает вызывать
соответствующую реакцию.
б) Изобразительные средства воздействуют через зрительные рецепторы, то есть через
наиболее емкий канал передачи информации в кору головного мозга. Известно, что от 40 до 80%
всей информации человек получает с помощью зрения. Являясь многомерным стимулом,
изображение на плакате или фотографии может быть насыщено значительной по объему
информацией. Оно позволяет передать человеку достаточно полное описание событий более
экономным способом (в сравнении с текстом) с точки зрения законов восприятия. Кроме того, то,
что мы видим своими глазами, вызывает мень ше сомнений, быстрее и легче принимается как
истина. Особенно это относится к фотографии.
в) Изображение оказывает влияние как на сознание, так и на подсознание. Под его
воздействием у человека возникают определенные интеллектуальные, эмоциональные и другие
ассоциации. Эти ассоциации в последующем можно эффективно использовать для формирования
вполне определенных убеждений и ценностных ориентаций.
Психологическое воздействие изобразительными средствами учитывает закономерности
зрительного восприятия различных предметов. Отсюда два главных принципа такого воздействия:
Принцип привлечения внимания. Изобразительные средства должны непроизвольно (т.е.
сами собой) привлекать внимание. Часто применяемыми приемами привлечения внимания
являются: яркое цветное пятно, контрастное сочетание цветов, специальный шрифт,
определенное расположение некоторых деталей (например, периодическое повторение одной из
них на каком-либо фоне), крупная или цветная иллюстрация в центре плаката, стенда, фотогазеты
и т.д.
Принцип возбуждения интереса. Непроизвольное внимание непродолжительно и через
несколько секунд либо исчезает, либо превращается в произвольное (т.е. вполне сознательное).
Произвольное внимание — следствие определенных намерений или мотивации человека, когда он
хочет задержаться перед плакатом, обдумать его содержание, хорошо понять. Поэтому
изобразительные средства должны возбуждать интерес, желание поглубже вникнуть в их смысл.
Важно, чтобы глубокое содержание сочеталось с остроумным способом его выражения, умело
использовало лаконичный текст в дополнение к изображению. Разумеется, интерес к тем или
иным изобразительным средствам во многом зависит и от их актуальности для данной группы
людей.
Hosted by uCoz