96
захваченного у американцев. Целью операции было внушение читателям мысли о наличии в США
антивоенной оппозиции правительству.
Почти все страны, участвовавшие во Второй мировой войне, издавали также различные
"пособия" для симулянтов. Любое из них начиналось с утверждений о том, что человек должен
думать в первую очередь о себе, что система медицинского контроля пока еще весьма
несовершенна, и что симуляция той или иной болезни является, возможно, единственным
средством избежать настоящего опасного недуга ранения на фронте. Брошюры этого вида
обычно маскировали под медицинские инструкции или справочники. Они содержали подробные
указания как симулировать туберкулез, дизентерию, сердечные заболевания, психические и
другие болезни.
Журнал отличается от брошюры в основном тем, что больше ее по своему формату и
содержит значительное число фотоиллюстраций. Журналы труднее распространять и хранить,
чем брошюры, поэтому они предназначаются в первую очередь для гражданского населения и
военнопленных противника.
Психологическое воздействие изобразительными средствами
Воздействие изобразительными средствами
это воздействие с помощью наглядных
средств, несущих сильный эмоциональный заряд. Для этого используют художественно
оформленные плакаты, транспаранты, фотостенды, стенные газеты и карикатуры, карты, схемы,
специально организованные выставки, а также другие средства, например, наклейки, нашивки,
сувениры с соответствующей символикой.
Воздействие изобразительными средствами обладает рядом преимуществ по сравнению с
другими формами психологической войны.
а) Оно основывается на эффекте многократного влияния.
Демонстрирующиеся в определенном месте наглядные средства воспринимает множество
людей, притом многократно. Многократное восприятие одних и тех же плакатов и лозунгов
облегчает запоминание и усвоение их материалов, способствует возникновению (или укреплению)
определенных установок. Правда, следует помнить, что период экспонирования конкретного
изобразительного средства все же должен быть ограничен по времени, так как один и тот же
стимул, действующий слишком долго, становится привычным, перестает вызывать
соответствующую реакцию.
б) Изобразительные средства воздействуют через зрительные рецепторы, то есть через
наиболее емкий канал передачи информации в кору головного мозга. Известно, что от 40 до 80%
всей информации человек получает с помощью зрения. Являясь многомерным стимулом,
изображение на плакате или фотографии может быть насыщено значительной по объему
информацией. Оно позволяет передать человеку достаточно полное описание событий более
экономным способом (в сравнении с текстом) с точки зрения законов восприятия. Кроме того, то,
что мы видим своими глазами, вызывает мень ше сомнений, быстрее и легче принимается как
истина. Особенно это относится к фотографии.
в) Изображение оказывает влияние как на сознание, так и на подсознание. Под его
воздействием у человека возникают определенные интеллектуальные, эмоциональные и другие
ассоциации. Эти ассоциации в последующем можно эффективно использовать для формирования
вполне определенных убеждений и ценностных ориентаций.
Психологическое воздействие изобразительными средствами учитывает закономерности
зрительного восприятия различных предметов. Отсюда два главных принципа такого воздействия:
Принцип привлечения внимания. Изобразительные средства должны непроизвольно (т.е.
сами собой) привлекать внимание. Часто применяемыми приемами привлечения внимания
являются: яркое цветное пятно, контрастное сочетание цветов, специальный шрифт,
определенное расположение некоторых деталей (например, периодическое повторение одной из
них на каком-либо фоне), крупная или цветная иллюстрация в центре плаката, стенда, фотогазеты
и т.д.
Принцип возбуждения интереса. Непроизвольное внимание непродолжительно и через
несколько секунд либо исчезает, либо превращается в произвольное (т.е. вполне сознательное).
Произвольное внимание следствие определенных намерений или мотивации человека, когда он
хочет задержаться перед плакатом, обдумать его содержание, хорошо понять. Поэтому
изобразительные средства должны возбуждать интерес, желание поглубже вникнуть в их смысл.
Важно, чтобы глубокое содержание сочеталось с остроумным способом его выражения, умело
использовало лаконичный текст в дополнение к изображению. Разумеется, интерес к тем или
иным изобразительным средствам во многом зависит и от их актуальности для данной группы
людей.
|