нуклеотидов в хромосоме, кодирующая определенный полипептид или белок. В результате
естественного отбора конкретные гены подавляются или, наоборот, «поощряются», в зависимости от
того, насколько важен вклад кодируемого этим геном белка в успешное размножение организма. Знание
этого позволило изучить эволюцию на молекулярном уровне, отследить историю изменений в
конкретных генах и в их организации, а также создать модель филогенеза, основанную на схожести ДНК
между таксономическими группами. Как подчеркивал Добжанский, все в биологии имеет смысл лишь в
свете эволюции.
Поведение как эволюционная функция
Уильям Джеймс
В 1890 году вышла первая книга по психологии, написанная американским философом Уильямом
Джеймсом, «Принципы психологии». В этой работе развивались идеи функционализма, согласно
которым сложные психические функции, включая самосознание, обусловлены тем же, чем комплекс
морфологических и физиологических характеристик. Они существуют постольку, поскольку имели у
предков адаптивное значение. Самосознание позволило человеку создать когнитивную модель Я и
представлять себя в различных ситуациях, включая «сценарии» из будущего. Например, предок человека
мог придумать методы хранения пищевых запасов и не использовать их, если еды достаточно (с учетом
грядущей смены времен года). Те, у кого отмечалось такое поведение, имели несомненное преимущество
перед людьми, не сумевшими перестроиться.
Уильям Джеймс (1890) утверждал, что у людей отмечается более высокая пластичность
поведения по сравнению с другими животными, так как у нас больше (а не меньше) инстинктов. Мы
склонны не замечать свои инстинкты, поскольку они, обрабатывая информацию и структурируя наше
сознание, работают настолько качественно, что трудно почувствовать их действие или вообще поверить
в их существование (Cosmides & Tooby, 1997). Исходя из этого, мы считаем «нормальное» поведение
само собой разумеющимся. Мы не понимаем, что «нормальное» поведение, как и любое другое, требует
объяснений. Эта «слепота к инстинктам» всегда была наиболее труднопреодолимым препятствием в
изучении психологии. Джеймс постулировал неотъемлемую роль естественного отбора в формировании
паттернов сложного поведения человека. Не смешно ли, что пройдет почти столетие, прежде чем в
изучении поведения снова будет рассматриваться эволюционная точка зрения на понимание
человеческой психологии. Причина такого разрыва неверное понимание и неверное приложение
теории Дарвина.
Злоупотребление дарвинизмом
В конце XIX века среди многих богатых промышленников Европы и Америки стали популярны
взгляды английского философа Герберта Спенсера. Он использовал концепцию естественного отбора
как этическое основание принципа свободного предпринимательства (lassez-faire) (Milner, 1990). Именно
Спенсеру принадлежит фраза «выживают наиболее приспособленные», хотя ее ошибочно приписывают
Дарвину. Социальный дарвинизм Спенсера использовался для оправдания эксплуатации бедноты.
Многие фабриканты того времени с готовностью приняли эту теорию, считая ее научным
доказательством своего образа жизни и действий. Как ни странно, сторонники марксизма также
называли себя социальными дарвинистами, проводя параллель между борьбой за существование в
природе и борьбой рабочего класса. Немецкий эволюционист Эрнст Геккель считал, что в своих
действиях люди должны быть подобны природе и неважно, насколько они при этом безжалостны.
Через несколько лет после смерти Геккеля Адольф Гитлер и его последователи-нацисты сделали эту
извращенную точку зрения частью официальной государственной политики, направленной на
уничтожение «неприспособленных» рас. Гитлер говорил: «Природа жестока, поэтому и я жесток».
Утверждение Гитлера является кратким выражением идей натуралистического софизма.
Согласно этому учению, явления природы подсказывают нам правильные модели поведения (Wright,
|