зрение. Эйкскулл полагал, что по мере того как у организмов появляется больше органов чувств и они
становятся все более сложными в неврологическом отношении, повышается их общее осознание. Тем
самым Umwelt дождевого червя будет иметь очень рудиментарный характер, состоя из простой
соматосенсорной информации. Увеличение количества органов чувств неизбежно вызывает
определенное усложнение нервной системы. Однако когда у позвоночных развились известные нам
чувства, впереди еще была длительная эволюция головного мозга. Решающим аспектом этой
неврологической эволюции была система перекрестной связи между различными сенсорными
модальностями. Например, звук ломающейся ветки мог быть локализован с целью визуального
сканирования, а затем могли быть приведены в действие обонятельные органы, чтобы определить,
действительно ли чужак находится поблизости. Имеются данные, что определенные кросс-модальные
связи могли образоваться для того, чтобы повысилась перцептивная эффективность и уменьшилось
время реакции. Английских детей сравнивали с детьми из Кении при выполнении задания, в котором
они должны были соотнести какое-то бессмысленное слово с графическим образом (Davis, 1961). Дети
из обеих групп соотнесли слово «малуме» с изогнутой формой, а «такете» с остроконечной формой.
Как было указано в главах, посвященных развитию мозга и языку, трудности функционирования
в социальной среде значительно ускорили эволюцию мозга и, соответственно, заметно повысили
общий уровень сознания и понимания. Высказывалось предположение, что развитие теории разума
(theory of mind) т. е. усвоение идеи, что другие мыслят схожим образом, и использование этой идеи, с
тем чтобы попытаться манипулировать поведением других, явилось ключевым фактором в эволюции
высших приматов. К сожалению, пока трудно продемонстрировать существование теории разума у
высших приматов, не принадлежащих к человеческому роду. Если теория разума свойственна и другим
видам приматов, она может находиться в зачаточной форме, т. е. быть совершенно неосознаваемым
процессом. Поскольку в настоящее время теория разума считается полностью осознаваемым процессом,
возможно, нам понадобится другой термин для описания того, что в действительности делают
мартышки и человекообразные обезьяны, когда пытаются манипулировать поведением других.
Первым необходимым условием владения подлинной, т. е. сознательной, теорией разума
является самосознание. Под самосознанием мы подразумеваем то, что индивидууму присущ ментальный
конструкт самого себя как вполне определенной сущности, отличной от всех остальных и всего
остального. В 1970 году Гордон Гэллап сообщил об эксперименте, который, по его утверждению,
демонстрирует наличие зачатков самосознания у шимпанзе. Его эксперимент являлся вариантом теста с
красным цветом, который в течение многих лет психологи развития использовали для демонстрации
того момента в человеческом развитии, когда у очень маленьких детей впервые проявляется
самосознание. В этом тесте развития на лбу у ребенка незаметно делают метку красного или какого-то
другого яркого цвета. Затем ребенка ставят перед зеркалом. Очень маленькие дети, в возрасте около
одного года, как правило, смотрят на образ в зеркале и реагируют на него так, как будто они видят
другого ребенка. Они пытаются завязать игру с этим другим ребенком, которого видят в зеркале.
Большинство детей в возрасте 18 месяцев демонстрируют иную реакцию. Они смотрят в зеркало,
замечают у себя на лбу цветную метку и затем стараются ее стереть. Полагают, что эта реакция
свидетельствует о понятии «я». Более консервативные критики говорят, что в действительности это
демонстрирует не понятие «я», а только узнавание в зеркале, которое может иметь иное качество.
Гэллап (Gallup, 1970) использовал ту же процедуру, когда шимпанзе подвергли анестезии во
время периодического медицинского осмотра; на лоб обезьяны, пока она находилась без сознания,
нанесли лишенную запаха красную краску. Когда животное пришло в сознание, рядом с его клеткой
поставили зеркало и шимпанзе продемонстрировал весь набор действий, которые указывают на
узнавание себя в зеркале. Животное попыталось стереть краску со лба, а также располагалось под
различными углами перед зеркалом, с тем чтобы видеть те участки собственного тела, которые иначе
нельзя было увидеть. После начального эксперимента Гэллапа тесту с зеркалом подвергали множество
других шимпанзе, а также другие виды человекообразных обезьян, включая орангутана и некоторых
горилл, которые были воспитаны людьми (Gallup & Suarez, 1986; Patterson & Cohn, 1994; Patterson, 1984;
Povinelli, 1993). Ввиду наследуемых адаптивных различий у морских видов, обладающих развитым
интеллектом, таких как бутылконосые дельфины, применение к китообразным процедур, используемых
для демонстрации зачатков самосознания у приматов, очень проблематично (Marino, Reiss & Gallup,
|