протяжении всей жизни. Если же не развивать способности к изучению языка с самого раннего детства,
то они исчезнут или ослабеют при половом созревании.
Вариант 2. Гипотеза о периоде полового созревания. В детстве люди обладают выдающимися
способностями к изучению языка, но эти способности исчезают или ослабевают при половом
созревании.
Чтобы проверить данные гипотезы, Джонсон и Ньюпорт (Johnson & Newport, 1989) исследовали,
насколько хорошо владеют английским языком студенты и преподаватели колледжей, китайцы и
корейцы по происхождению, приехавшие в Америку в различном возрасте. Согласно полученным
данным, если исследуемые впервые оказывались в англоговорящей среде в возрасте от 3 до 7 лет,
уровень их английского не отличался от уровня обычных носителей языка. Если исследуемые оказались
в языковой среде в более поздний период, на английском они говорили значительно хуже. Таким
образом, полученные в этом исследовании данные свидетельствуют в пользу гипотезы о периоде
полового созревания.
Кертисс (Curtiss, 1989) описывает случай с глухой девочкой Челси из маленького городка в
северной Калифорнии. Целый ряд докторов и клиницистов ставили ей неверный диагноз умственная
отсталость или эмоциональные нарушения и ее глухота не была обнаружена. Челси спасли любящие
родные, которые не поверили, что она слабоумна. В результате девочка выросла застенчивой, не умея
разговаривать, но была совершенно нормальной во всем остальном, что касалось эмоций и нервной
системы. Только когда Челси исполнился 31 год, ее глухоту обнаружил невропатолог. Он подобрал
слуховой аппарат, при помощи которого слух Челси значительно улучшился.
После этого интенсивная реабилитация и терапия помогли ей достичь уровня развития
десятилетнего ребенка. Сейчас Чел си умеет читать и писать, работает и владеет словарным запасом
примерно в 2000 слов. Хотя Челси приспособлена к жизни гораздо лучше, чем Джени, она делает очень
похожие ошибки в использовании синтаксиса. Это видно на примере некоторых предложений,
использованных Челси: «Оранжевый Тим машина внутри», «Банан съедать», «Лодка сидит вода на»,
«Завтрак ест девочку», «Девочка есть шишка» и «Мороженое, покупки, покупает человека».
В конечном итоге, на основании рассмотренных нами данных, касающихся гипотезы о
решающем периоде освоения языка, можно сделать вывод, что эту гипотезу можно в большей степени
отнести к освоению грамматических структур, особенно синтаксиса, а в меньшей степени к освоению
словарного запаса и произнесению слов. Исследуя результаты экспериментов, Рубен (Ruben, 1997)
пришел к выводу, что решающим (сенситивным) периодом фонологии (произнесения и понимания
звуков, из которых складываются слова) является период с 6 месяцев до года. Решающий (сенситивный)
период синтаксиса (правил, по которым согласовываются слова) охватывает четвертый год жизни, а
освоение семантики (значения слов) происходит на пятнадцатом и шестнадцатом годах жизни.
Эволюция языка
Люди интересовались происхождением языка на протяжении нескольких тысяч лет (Corballis,
1991). В середине XIX века Чарльз Дарвин (1859) высказал предположение, что лингвистические
способности человека, как и другие его особенности, возникли в результате долгого процесса
естественного отбора. Эту теорию эволюционной природы человеческого языка признавали далеко не
все ученые. В 1866 году Парижское лингвистическое общество запретило любые дискуссии на тему
эволюции языка. На протяжении ста лет после этого в спорах о происхождении языка главенствовали
эмпирики (сторонники точки зрения, согласно которой поведение есть результат направленного
тренинга). В 1950-х годах Ноам Чомски, профессор-лингвист из Массачусетского технологического
института, выдвинул принципиально иную гипотезу, утверждая, что способность детей овладеть
глубинными структурами языка (правилами грамматики) нельзя объяснить простым тренажом. Теория
Чомски о врожденном биологическом языковом базисе вызвала ярость эмпириков. Эта теория
охватывала целый ряд научных дисциплин, в том числе психологию, нейрофизиологию, антропологию,
палеоантропологию и лингвистику. Результаты исследований за последующие десятилетия почти не
оставляют сомнений в том, что способность человека пользоваться языком является результатом
биологической эволюции.
|