защиты, сохранения и продления интимного аспекта любви. У образующих пары видов, как наш,
которые живут в социальных группах, ревность является логическим следствием эволюции. В сущности,
если бы ревность не была бы неотъемлемой характеристикой человеческой природы, то она
представляла бы собой курьез, который требовал бы научного объяснения.
Значение ревности несколько различно для каждого пола. У мужчин ревность вращается вокруг
проблемы неопределенности отцовства. Женщинам всегда известно, их это ребенок или нет, тогда как
мужчины вплоть до появления современных методов исследования ДНК никогда не могли быть
уверены в том, что ребенок является их отпрыском.
Хотя проблема отцовской неопределенности существует у всех видов приматов, истинная
ревность может быть уникальной для эволюции человеческой линии. Ископаемые находки говорят о
возможной полигинии наших предков австралопитеков, так как взрослые самцы были значительно
крупнее взрослых самок. Полигамия является общим термином, применяемым по отношению к особи,
имеющей нескольких партнеров по спариванию. Термин полигиния обозначает сожительство самца с
несколькими самками одновременно, а термин полиандрия сожительство самки с несколькими
самцами одновременно. Моногамией обозначается образование пары, состоящей из одного самца и
одной самки. У полигинных видов, где один самец монополизирует размножение многих самок, самцы
обычно значительно крупнее самок (Alexander, Howard, Noonan & Sherman, 1979). Это происходит
вследствие непосредственной конкуренции между самцами за обладание целым гаремом самок.
Например, взрослый самец гориллы может весить более 200 килограммов, в то время как взрослые
самки в его гареме весят в среднем около 90 килограммов. У моногамного гиббона размеры тела самца и
самки практически одинаковы. У этих животных взрослая пара вместе с детенышами решительно
защищают свою территорию от вторжения любых других представителей их вида. Самец и самка
шимпанзе тоже весьма схожи по размерам тела, но их система спаривания носит характер
промискуитета. Когда у самки шимпанзе наступает эструс, она спаривается со многими самцами.
Самцы, судя по всему, не проявляют никаких признаков поведения, похожего на сексуальную ревность у
человека. Самцы шимпанзе по-настоящему конкурируют друг с другом главным образом за положение в
иерархии доминирования, но напрямую за обладание самками не борются. Конкуренция в спаривании
идет на уровне спермы, о чем пойдет речь в следующем разделе.
По-видимому, ревность трансформировалась из других влечений, связанных со спецификой
поведения, направленного на защиту ресурсов. Эволюция ревности в человеческой линии обусловлена
тремя факторами: (1) жизнь в группах; (2) образование пар и (3) разделение труда по признаку пола.
Существование в социальных группах является общим для нас признаком с нашими ближайшими из
ныне живущих родственников шимпанзе. Поэтому вероятно, что такой образ жизни вели наши общие
предки 5-7 миллионов лет назад. Жизнь в группах выполняет защитную функцию и облегчает заготовку
ресурсов. Из-за длительной зависимости и уязвимости детей у гоминид и, возможно, из-за суровых
условий Ледникового периода, образование пар приобрело резко возросшее значение для выживания
наших предков. Выживание потомства подвергалось большому риску, если образовавший с матерью
пару самец не снабжал их продовольствием. Моногамия предполагает огромное количество энергии,
которое тратят самцы на одну конкретную самку. Так как образовавшие пару самцы жили в социальной
группе, то всегда существовала возможность того, что ребенок, на которого они потратили столько
энергии, не от них. Проблема усугублялась еще и разделением труда по признаку пола. На протяжении
десятков (если не сотен) тысяч лет люди вели образ жизни охотников и собирателей. Собирательством
обычно занимались женщины, находясь поблизости от опорного лагеря, а охота была прерогативой
мужчин и могла потребовать передвижения на значительные расстояния и отсутствия в течение дней
или недель. Хроническая отдаленность образующих пары самцов и самок была неизбежным следствием
такого разделения труда и предоставляла массу возможностей для неверности. Любой недостаточно
ревнивый самец гоминид мог тратить все свое время, выращивая потомство от других самцов, и гены,
ответственные за подобную поведенческую тенденцию, давно исчезли. Сходным образом самка
гоминид, не демонстрировавшая реакцию ревности на то, что образовавший с ней пару самец увлечен
другими самками, скорее всего, рисковала распадом своего союза, вследствие чего появлялась опасность
гибели ее потомства.
Исходя из логики эволюционного процесса, следует, что мужская ревность должна быть
|