пациента состоит в том, чтобы большую часть сессии тратить на волнующие рассказы обо всех
возбуждающих и травмирующих событиях, произошедших за неделю. Вместо того чтобы бороться с
этой тенденцией, может быть важно отвести для этой цели часть каждой сессии. Таким образом, одним
из пунктов плана сессии может быть рассмотрение того, что произошло в течение недели (в жестких
временных рамках), чтобы психотерапевт чувствовал, что он помогает пациенту, а пациент что его
понимают; тогда остальная часть сессии может быть потрачена на работу по достижению поставленных
целей.
Одна из самых больших проблем при лечении пациентов с ГРЛ заключается в том, что обычно
они не продолжают лечения достаточно долго, чтобы можно было добиться существенных изменений.
Как и в других действиях и отношениях, им свойственно терять интерес и переходить к чему-либо
более захватывающему. Один из способов удержать гистрионных пациентов состоит в постановке
целей, которые являются действительно значимыми и важными для них, что дает возможность
получения как краткосрочной, так и долговременной выгоды. Они склонны ставить перед собой общие,
неопределенные цели, которые соответствуют их представлению о том, что ожидают от пациента на
психотерапии, но эти цели не кажутся особенно искренними. Важно, чтобы цели были определенными
и конкретными.
Психотерапевт может помочь пациентам операционализировать их цели, задавая вопросы типа
«Как вы поймете, что достигли цели?», «Что выглядело бы и чувствовалось бы иначе и как именно?» и
«Почему именно вы хотели бы достичь этой цели?» Может быть полезным предложить пациентам
пофантазировать на сессии о том, с какими чувствами было бы связано изменение в их жизни, чтобы
помочь им объединить их мысли в предварительной модели того, кем они хотели бы стать. Как только
цели поставлены, их можно использовать для помощи пациенту в обучении сосредоточенности на
сессии. Когда пациент отклоняется от темы или углубляется в мельчайшие подробности какой-либо
посторонней темы, психотерапевт может мягко, но настойчиво спросить, как это связано с целью,
которую они согласились обсуждать.
Дебби первоначально пришла на лечение с самыми практическими целями, состоящими в том,
что она хотела вернуться на работу, водить машину одна и оставаться одна в своей квартире. Но она
стала относиться к лечению с бОльшим энтузиазмом, когда цели были расширены и включали в себя
способность справляться с ситуациями, сулящими немедленную выгоду. Работа с таким целями, как
поход в торговый центр («особенно чтобы купить туфли!»), посещение рок-концертов, ресторанов и
церкви (так как она считала себя новообращенной христианкой), дольше поддерживала ее интерес, чем
более практические цели. Одним из источников наиболее сильной мотивации для Дебби была
возможность слетать в экзотическую поездку во время отпуска. Это была настолько привлекательная
для нее цель, что за короткий период перед поездкой она добилась бОльших успехов в лечении, чем за
любой другой период психотерапии.
После начальных стадий лечения фактические вмешательства будут до некоторой степени
зависеть от конкретной формулировки пациентом проблемы и целей. Важно обращать внимание на
каждый из различных элементов когнитивной интерпретации ГРЛ, чтобы добиться длительных
изменений во всем синдроме.
Так как проблемы гистрионных пациентов усилены общим, импрессионистичным стилем
мышления (который включает в себя неспособность сосредоточиться на деталях), обучение их
слежению за мыслями и точному определению мыслей будет важной частью лечения, независимо от
предъявленной проблемы. При обучении этих пациентов слежению за своими мыслями с помощью
«Записи дисфункциональных мыслей» (ЗДМ), вероятно, нужно будет потратить много времени на
определение событий, мыслей и чувств в первых трех колонках. Хотя многие пациенты с другими
типами расстройств могут быть способны идти домой и следить за своими мыслями после простого
объяснения и демонстрации на сессии, нереалистично ожидать этого от гистрионных пациентов. Более
вероятно, что они забудут цель, ради которой нужно следить за автоматическими мыслями, и вместо
этого принесут длинное и подробное описание того, что случилось с ними в течение недели.
Психотерапевт должен поощрять все их попытки выполнить домашнее задание, но, вероятно, нужно
будет несколько раз объяснить суть ЗДМ, прежде чем пациенты поймут и запомнят, что цель
выполнения этого задания состоит не в простом общении с психотерапевтом, а в умении выявлять и
пересматривать мысли для изменения эмоций. Некоторые гистрионные пациенты ощущают
настоятельную потребность сообщить психотерапевту все свои мысли и чувства. В таком случае им
можно предложить записать их в свободной форме в дополнение к ЗДМ (но не в качестве замены).
Процесс выявления мыслей и чувств первый шаг к постепенным изменениям в
|