таких случаях эмоциональной апатии, замкнутости, неадекватного социального поведения (Harlow,
1959; Provence, & Lipton, 1962; Yarrow, 1961) и синдрома замедленного развития, который также
получил название «невозможности роста» (Cupoldi, Hallock, & Barnes, 1980; Gagan, Cupoldi, & Watkins,
1984; Oates, Peacock, & Forest, 1985). Эти расстройства несовместимы со свойственным нарциссическим
личностям склонностью к эксплуатации, чувству грандиозности и потребностью в постоянном
восхищении ими.
Исследования адаптации личности в зрелом возрасте у людей, лишенных в детстве родительской
заботы, не проводились вообще. В одном недавно проведенном лонгитюдном исследовании 456
мужчин, склонных к делинквентному поведению в юности (Vaillant & Drake, 1985), сообщалось, что
«незрелые защитные механизмы», связанные с расстройствами личности во взрослой жизни, не
зависели от особенностей детства человека в смысле клинических оценок домашней обстановки и
принадлежности к «проблемной семье». Таким образом, психоаналитические предположения об
этиологии нарциссизма не находят никакого прямого эмпирического подтверждения, помимо описаний
отдельных случаев. Действительно, соответствующие исследования, очевидно, опровергают
предположения о причинной роли неадекватного поведения матери.
Возможность искажений, связанных с полом исследуемой выборки, также должна быть отмечена
как фактор, влияющий на психоаналитическую теорию этиологии нарциссизма. Существующие
наблюдения проводились на пациентах мужского пола (Akhtar & Thomson, 1982) и в основном
исследователями-мужчинами. Ахтар и Томсон предполагают, что, возможно, мужчины почему-то
особенно уязвимы к нарциссизму. Полному исследованию нарциссизма, вероятно, препятствуют
недостаток понимания традиционных теоретических допущений и их некритическое принятие.
Например, матери продолжают считаться ответственными за развитие нарциссизма. В одной недавно
опубликованной психоаналитической работе выдвинута идея, что будущая нарциссическая личность
рождается как замена для матери значимого другого после его смерти; она, таким образом, расценивает
ребенка как «особенного», но неотреагированная печаль делает ее материнскую заботу неадекватной
(Volkan, 1981).
Обвинения в адрес матери серьезная и распространенная проблема, которая определенно
влияет на профессиональную клиническую литературу (Caplan & Hall-McCorquodale, 1985). При
исследованиях депривации стало ясно, что более уместно изучать лишение родительской, а не
материнской заботы, и что недостаток поддержки и ухода со стороны матери является важным
аспектом этой проблемы
(Gagan et al., 1984). Таким образом, на психоаналитическую теорию
нарциссического расстройства личности может влиять пол исследователя и объекта изучения, а также
основные допущения о причинах. Необходимо разработать альтернативные подходы, которые
учитывают подобные влияния.
Применение теории социального научения
Трактовка нарциссизма с позиций теории социального научения, изложенная Миллоном (Millon,
1969), не связана с гипотезой лишения материнской заботы и сосредоточена прежде всего на чрезмерно
высокой оценке ребенка родителями. Согласно Миллону, когда родители таким образом реагируют на
ребенка, это способствует чрезмерному развитию у ребенка чувства собственной ценности, и
внутренний образ «Я» ребенка разрастается до такой степени, что он не может найти себе
подтверждение во внешней реальности. Этот гипертрофированный образ «Я» является основой для
развития нарциссического стиля личности. Родители (не только мать) все же играют главную роль. Но
их воздействие связано с информацией, которую они дают ребенку непосредственно через обратную
связь, и косвенно через моделирование. Рассматриваемые интрапсихические структуры ограничены
образом «Я» ребенка.
Когнитивное осмысление
Когнитивная теория может распространить теорию социального научения на нарциссизм.
Используя понятие когнитивной триады, сформулированное Беком, Рашем, Шоу и Эмери (Beck, Rush,
Shaw & Emery, 1979), мы предполагаем, что НРЛ развивается в результате комбинации
дисфункциональных схем себя, мира и будущего. Основа этих схем закладывается в раннем возрасте в
результате прямых и косвенных воздействий со стороны родителей, сиблингов и значимых других, а
|