Дата
Ситуация
(кратко опишите
ситуацию)
Эмоции
(оцените по
шкале 0-100 %)
Автоматические мысли
(попробуйте назвать
мысль и затем оцените
свою убежденность в
каждой мысли по
шкале 0-100 %)
Разумная реакция
(оцените степень
убеждения по шкале
0-100 %)
Результат
(переоцените
эмоции)
4/8
Пришла на
работу и
почувствовала
паническое
настроение
Тревога
«Скручивает»
живот
Трясет
Слишком много людей
Ешь медленнее
Успокойся
Расслабься
Не знаю, как
закончить
Проблемы с животом
уже два часа
Стало легче примерно
к трем часам
Рис. 13.1. Первая попытка Карен выполнить «Запись дисфункциональных мыслей»
Ежедневная запись автоматических мыслей
Дата
Ситуация
(кратко опишите
ситуацию)
Эмоции
(оцените по
шкале 0-100%)
Автоматические мысли
(попробуйте назвать
мысль и затем оцените
свою убежденность в
каждой мысли по
шкале 0-100%)
Разумная реакция
(оцените степень
убеждения по шкале
0-100%)
Результат
(переоцените
эмоции)
4/15
Банкет
Тревога
Страх
Раздражение
Отчаяние
Незнакомые люди. 100
Я собираюсь сказать
какую-то глупость. 100
Надеюсь, они не будут
есть суп. 100
Все увидят, что у меня
колит, если я буду есть
суп. 100
Я произведу плохое
впечатление, и они
спросят, что со мной.
100
У меня есть
достоинства, даже
если я не самая
образованная
Многие люди не
заметят меня.
Некоторые заметят, а
некоторые нет
Рис. 13.2. Вторая попытка Карен выполнить «Запись дисфункциональных мыслей»
При планировании вмешательств небезопасно предполагать, что пациент фактически имеет
недостаток навыка, даже когда он, очевидно, совершенно неспособен эффективно действовать в мире.
Некоторые пациенты на самом деле имеют многие необходимые навыки, чтобы действовать
самостоятельно и успешно, но либо не осознают это, либо не могут использовать. Когда действительно
имеется дефицит навыка, пациента можно научить таким навыкам, как уверенность в себе (например:
Lange & Jakubowski, 1976), решение проблем (D'Zurilla & Goldfried, 1971), принятие решений (Turkat &
Carlson, 1984) и социальное взаимодействие (Curran, 1977), чтобы увеличить его компетентность.
Карен так долго полагалась на других, что действительно имела недостаток навыков; так, она
нуждалась в обучении различным копинг-навыкам, а также в помощи в пересмотре своих негативных
мыслей о собственных способностях. Для преодоления тревоги она нуждалась в полном обучении
навыкам релаксации (например: Bernstein & Borkovec, 1976). При обсуждении разных способов
общения с мужем и дочерью она нуждалась в тренинге ассертивности. Нельзя было с уверенностью
сказать, что она имела необходимый уровень навыков даже в определенных областях жизни. Когда она
постепенно осваивала ситуацию вождения автомобиля, следовало не просто уменьшить ее тревогу.
Карен так долго была убеждена в своей неспособности водить машину, что у нее возникали вопросы по
правилам дорожного движения (например: «Как вы решаете, когда останавливаться на желтый свет?»),
и нужно было уделять им внимание.
В дополнение к обучению зависимых пациентов различным общим копинг-навыкам и навыкам
решения проблем Оверхолсер (Overholser, 1987) рекомендует обучать зависимых пациентов навыкам
самоконтроля, например разработанным Ремом (Rehm, 1977) для лечения депрессии. Обучение
самоконтролю включает в себя три основных компонента: самонаблюдение, самооценку и
|