что у них ничего не получается. Представление о своем окружении как источнике контроля также ведет
к негативному представлению о мире в целом. Это часто кончается хронической дистимией. Если же
складываются обстоятельства, при которых пассивно-агрессивные пациенты, склонные к автономии и
ценящие свободу действий, начинают считать, что в их жизнь вмешиваются другие, у них может
развиться тяжелая депрессия.
Стратегии оценки
При оценке ПАРЛ в ситуации интервью интервьюер может заметить, что трудно получить
полную информацию. Эти пациенты могут давать неполные, краткие ответы, а также раздражаться из-
за необходимости отвечать на вопрос, на который легко отвечают пациенты с другими диагнозами.
Даже когда эти пациенты кажутся активными при ответах на вопросы, они часто не в состоянии дать
прямой ответ и либо избегают вопроса, или говорят о посторонних вещах. Могут отмечаться такие
когнитивные структуры, как «Я не должен отвечать на этот вопрос» или «Интервьюер пытается
управлять мной».
Затем обычно проявляется негативистская установка, когда эти пациенты описывают, насколько
трудна их жизнь и как у них никогда ничего не получается. Они не обнаруживают никакого понимания
того, что часто сами являются причиной своих трудностей, и обвиняют во всем других.
Такие установки, как «Я не позволю людям помыкать мной», конечно, недостаточны для
постановки диагноза ПАРЛ. Необходимо получить релевантную информацию относительно
достижений человека в учебе, социальной и профессиональной сферах. Пассивно-агрессивный пациент
обычно будет сообщать о множестве «фальстартов» и неудачных попыток достичь цели. При пассивно-
агрессивном расстройстве этот паттерн носит более хронический характер, чем при депрессии.
Пассивно-агрессивный пациент может сообщить, что потерял работу, потому что «босс был
несправедлив», или ему «не предоставляли никакой свободы в работе», или он «стал жертвой
дискриминации». Хотя параноидные пациенты также могут сообщать о дискриминационных и
оскорбительных мотивах окружающих, они будут более подозрительны, чем пассивно-агрессивные
пациенты. Последние больше сосредоточены на воспринимаемом ими вмешательстве людей, которое
мешает им делать все по-своему.
Как только поставлен диагноз, для планирования лечения полезно провести оценку социальных
навыков. Некоторые пациенты умеют отстаивать свои права, но не могут использовать эти навыки из-за
дисфункциональных установок. Например, когда они могут обсудить проблемную ситуацию с
окружающими, они обычно не делают этого из-за своей склонности идти по пути наименьшего
сопротивления. Кроме того, желание все делать по-своему снижает готовность к компромиссу. В то
время как большинство пассивно-агрессивных пациентов будут иметь установки, которые
препятствуют адекватному социальному поведению, некоторые пациенты могут испытывать недостаток
навыков адекватного социального реагирования. В таком случае это может быть важной составляющей
лечения.
Основные клинические стратегии
Часто, когда пациенты с расстройством личности приходят на лечение, они не заинтересованы в
изменении существующих у них паттернов мышления и поведения. Вместо этого они приходят на
лечение из-за диагноза Оси I, например депрессии, или по настоянию других людей. Это особенно
справедливо для людей с ПАРЛ, так как они, вероятно, полагают, что их трудности вызваны
окружающими, а не ими самими. Поэтому первоначально лечение будет сосредоточено на определении
цели, с которой пациенты пришли на лечение.
Первый общий подход при работе с пассивно-агрессивными пациентами состоит в том, чтобы
сосредоточиться на совместной практике, то есть активном участии в психотерапевтическом процессе
(Beck, 1976). Хотя это центральный компонент когнитивной психотерапии вообще, он особенно важен
при работе с пассивно-агрессивными пациентами, так как они не обращают внимания на людей,
наделенных властью. Поэтому важно, чтобы они понимали, что сами принимают решения, относящиеся
к лечению, и что психотерапевт не направляет их и не манипулирует ими. Психотерапевт может
первоначально предложить им на выбор несколько домашних заданий или проблем для обсуждения на
|