страхам, дисфункциональное поведение пациентов с расстройствами личности имеет глубокие корни и
часто подкрепляется влиянием различных аспектов окружения пациентов. К тому же с каждым
расстройством личности связаны специфические проблемы с согласием. Например, человек с
избегающим расстройством личности, вероятно, будет сопротивляться любым назначениям,
предполагающим социальное взаимодействие, а пациент с пограничным расстройством личности,
вероятно, будет вынужден демонстрировать свою независимость через несогласие. Эпизоды несогласия
могут позволить выявить проблемы, которые препятствуют прогрессу в психотерапии, поэтому их
можно рассматривать как «зерно» для психотерапевтической «мельницы».
11. Психотерапевту не следует предполагать, что пациент существует в рациональном или
функциональном окружении. Пациенты с расстройствами личности часто происходят из очень
нетипичных или дисфункциональных семей и продолжают жить в нетипичном окружении.
Психотерапевт может быть введен в заблуждение очевидной простотой определенных вмешательств.
Некоторые формы поведения, например уверенность в себе, в общем случае настолько адаптивны, что
легко предположить, что они всегда хороши и легкоосуществимы. При осуществлении изменений
важно оценить вероятные реакции значимых других в окружении пациента, а не предполагать, что
значимые другие автоматически отреагируют рациональным образом. Помощь пациентам в работе с
внутренними схемами осложняется тем, что пациенты должны научиться справляться со схемами
других людей или с более общими схемами, связанными с семьей, религией или культурой.
12. Психотерапевт должен обращать внимание на собственные эмоциональные реакции в
течение психотерапии. Взаимодействия с пациентами с расстройствами личности могут вызывать
сильные эмоциональные реакции у психотерапевта, от связанного с эмпатией чувства печали до
сильного раздражения, уныния, страха или полового влечения. Психотерапевтам важно осознавать свои
реакции по нескольким причинам. Во-первых, важно убедиться, что эти реакции не препятствуют
психотерапевтической работе и не ведут к реакциям, которые не подходят для пациента или не
способствуют психотерапии. Во-вторых, эти эмоциональные реакции могут служить полезным
источником данных. Так как эмоциональные реакции не возникают случайно, необычно сильная
эмоциональная реакция, вероятно, откроет глаза на важные дисфункциональные убеждения пациента и
психотерапевта или будет реакцией на некоторый аспект поведения пациента. Правильное понимание
собственных реакций психотерапевта может ускорить распознавание когнитивных паттернов пациента.
В-третьих, для психотерапевта важно осознать свои эмоциональные реакции, чтобы он мог тщательно
обдумать, раскрывать их или нет. С одной стороны, раскрытие эмоциональных реакций поднимает
уровень близости в отношениях и может пугать пациентов, которые стесняются близости. С другой
стороны, если психотерапевт не раскрывает эмоциональные реакции, которые очевидны пациенту по
невербальным признакам, они могут легко быть превратно истолкованы или это может привести к тому,
что пациент не будет доверять психотерапевту. Наконец, осознание психотерапевтами своих
эмоциональных реакций на пациентов дает психотерапевту возможность использовать для получения
представления о своих реакциях такие когнитивные методы, как «Запись дисфункциональных мыслей»
(Beck, Rush, Shaw, & Emery, 1979). Если сильные эмоциональные реакции сохраняются, необходимо
проконсультироваться у объективного коллеги.
13. Психотерапевт должен помочь пациенту справиться с неприятными эмоциями, которые
могут помешать психотерапии. Изменение, исследование неизвестного или путешествие в пугающие
пациента области может вызывать эмоциональные реакции. Эти реакции могут быть умеренными и
легкоуправляемыми или же острыми и подрывающими силы. Когда пациентов с нарушениями
личности просят пересмотреть свою собственную сущность и изменить то, что они считают собой,
вполне возможно возникновение негативных эмоций. Такие реакции могут быть достаточно мощными,
чтобы пациенты отошли от психотерапии в попытке «перегруппироваться» и укрепить свою броню.
Однако если пациентам сообщить о возможности тревожных или дисфорических реакций и затем
помочь выработать соответствующие стратегии, то более вероятно, что они не будут прерывать
психотерапию и продолжат трудный процессе изменения схем.
14. Установка границ является важнейшей частью общей программы лечения. Теоретики
разных школ, от психоанализа (Gunderson, 1984; Kernberg, 1984) до когнитивно-поведенческого
подхода (Freeman et al,, 1990), согласны с тем, что установка жестких разумных границ помогает
достичь нескольких целей в психотерапии пациентов Оси II. Во-первых, это помогает пациентам
организовать свою жизнь и защищает их от собственной невоздержанности, которая в прошлом могла
создавать проблемы для них самих или других людей. Во-вторых, это помогает психотерапевту
смоделировать структурный, аргументированный подход к решению проблемы. В-третьих, это
|