изменения 5) работа в естественных условиях, когда психотерапевт сопровождает клиента в
проблемной ситуации, чтобы помочь ему работать с дисфункциональными схемами и действиями,
которые (по какой-либо причине) не поддаются воздействию в обычной ситуации консультирования; 6)
поэтапная постановка задач, чтобы пациент мог переживать изменения как постепенно возрастающий
процесс, в течение которого трудность каждого компонента может быть отрегулирована и мастерство
приобретается постепенно.
Использование ролевых игр
Ролевые игры можно использовать для развития навыка и преодоления комплексов, как при
«тренинге ассертивности». Когда ролевая игра посвящена эмоционально значимой теме, обычно
пробуждаются дисфункциональные когнитивные структуры. Они могут быть «проработаны» точно так
же, как любые другие автоматические мысли.
В обратной ролевой игре психотерапевт может «моделировать» соответствующее поведение.
Психотерапевт также может легче визуализировать точку зрения другого человека. Такая обратная
ролевая игра важнейший компонент обучения эмпатии.
Восемнадцатилетняя женщина постоянно чувствовала гнев на своего отца, которого расценивала
как «критически настроенного, подлого и стремящегося к контролю». Она заявляла: «Он пытается
управлять моей жизнью вместо меня и не одобряет все, что я делаю». Сначала психотерапевт и
пациентка разыграли недавнюю сцену пациентки с ее отцом, когда тот спросил, не употребляет ли она
наркотики, а она вспылила. Психотерапевт исполнил роль отца. В ходе ролевой игры к пациентке
пришли следующие мысли: «Ты не любишь меня!», «Ты пытаешься контролировать все, что меня
окружает!», «Ты не имеешь никакого права делать это!». После этого они поменялись ролями.
Пациентка приложила значительные усилия, чтобы справиться с задачей увидеть ситуацию глазами
своего отца. В ходе ролевой игры она начала плакать и объяснила: «Я вижу, что он действительно
заботится обо мне и искренне обеспокоен моими делами». Выяснилось, что она настолько замкнулась в
себе, что была не в состоянии услышать мнение отца.
Повторное проживание детского опыта
Использование детского опыта при лечении острой стадии депрессии или тревоги не так важно,
как при лечении хронического расстройства личности. Нередко мы обнаруживаем, что, после того как
депрессия и тревога прошли, у пациентов сохраняется остаточное дисфункциональное мышление,
которое не изменяется стандартными когнитивными и поведенческими методами (Beck et al., 1979; Beck
et al., 1985). Анализ детского опыта дает возможность понять происхождение дезадаптивных паттернов.
Этот подход может расширять перспективу и увеличивать объективность. Одна пациентка, которая
критиковала себя, несмотря на постоянную демонстрацию нелогичности и дисфункционального
характера ее убеждений, оказалась способна уменьшить самокритику, когда заново пережила сцены из
детства, связанные с критикой. «Я критикую себя сейчас не потому, что на это есть основания, а потому
что моя мать всегда критиковала меня, и я переняла это от нее».
Проработка с помощью ролевых игр и обратных ролевых игр ключевых взаимодействий из
прошлого может мобилизовать эмоции и вызвать «мутацию» схем или глубинных убеждений.
Воссоздание «патогенных» ситуаций периода развития часто дает возможность реструктурировать
установки, которые были сформированы в течение этого периода. Такие случаи подобны «боевому
неврозу»: пациенты должны испытать эмоциональный катарсис, чтобы изменить свои устойчивые
убеждения (Beck et al., 1985).
Исполняя в ролевой игре роль того или иного человека из прошлого, пациенты могут воспринять
«плохого» родителя (или сиблинга) в более мягких понятиях. Они могут начать сочувствовать или
сострадать родителям, которые травмировали их. Они могут увидеть, что сами по себе не были и не
являются «плохими», но что у них сформировался неизменный негативный образ, потому что родители
были расстроены и изливали свой гнев на них. Они также могут увидеть, что у родителей имелись
ригидные нереалистичные стандарты, установленные произвольно. Следовательно, пациенты могут
смягчить установки по отношению к себе.
Поведение родителей становится более понятным, и пациенты могут видеть, что их собственные
представления о себе не были основаны на логике или рассуждениях, но являются продуктами
неразумных реакций родителей. Утверждение родителя «Ты ничего не стоишь» принято как
|