112
В своих работах Шарлотта Бюлер постулирует идею об ин-
тенциональном ядре личности Selbst, или Self. В ее понима-
нии Selbs, «самость», есть духовное образование, изначально дан-
ное и в основном постоянное меняется только форма его прояв-
ления. В этом отношении Selbst Бюлер во многом перекликается
с libido Фрейда. Главной движущей силой психического развития
является врожденное стремление человека осуществлять самого
себя. Как пишет Ш.Бюлер, «самость» (Selbst) «представляет собой
интенциональность или целенаправленность всей личности. Эта
целенаправленность ориентирована на исполненность (Erfullung)
лучших потенциалов, исполненность экзистенции человека»
(135). Исполненность достигается по мере самоосуществления
(Verwirklichung) человека в профессиональных делах, в общении, в
самопожертвовании ради претворения в действительность своих
убеждений.
Бюлер доказывала, что полнота самоосуществления зави-
сит от способности личности ставить себе аутентичные цели, то
есть такие цели, которые наиболее адекватны внутренней сущ-
ности личности. Эту способность она называет самоопреде-
лением (Selbstbestimmung). Основное русло, в котором происхо-
дит самоопределение, есть «темы бытия» (Daseinthema).
Самоопределение связывается с интеллектуальным
уровнем личности, поскольку от интеллекта зависит глубина по-
нимания человеком собственных потенциалов. Чем понятнее
человеку его призвание, т.е. чем отчетливее самоопределение,
тем вероятнее самоосуществление. Например, чем понятнее че-
ловеку собственная глупость, тем отчетливее он в этом самоопре-
деляется и тем вероятнее в глупости самоосуществляется.
В Соединенных Штатах, куда Бюлер переезжает в 1940 г.,
она формулирует идею о четырех врожденных базальных тенден-
циях личности, по которым возможно развитие «самости» лич-
ности: это тенденция к удовлетворению простых жизненно важ-
ных потребностей, тенденция к адаптации к объективным услови-
ям среды, тенденция к творческой экспансии стремление к рас-
ширению жизненной активности, к овладению новыми предмета-
ми и тенденция к установлению внутреннего порядка. Эти основ-
ные тенденции сосуществуют во времени. Но в зависимости от
|