135
дустрия развлечений уже не компенсирует человечеству избыток
свободной психической энергии. Когда я читаю о людях, которые
на инвалидных колясках поднимаются в горы, или о школах вы-
живания, в которых люди сознательно максимально ограничивают
свои цивилизационные преимущества перед живой природой и
пускаются в отчаянные путешествия, оставаясь один на один с
природой я вижу, что все это следствия одного и того же па-
тологического процесса.
6
Точно также с позиций «отражательной» психологии до на-
стоящего времени невозможно было найти объяснение механиз-
му, посредством которого сенсорная депривация вызывает в экс-
перименте или в клинике психические изменения.
В 60-х годах Хебб и его сотрудники из университета Мак
Гилла в Монреале содержали щенков в течение 7 10 месяцев в
условиях сенсорной и когнитивной депривации. Последствия
проявились в том, что собаки вырастали «тупыми», неспособны-
ми к учению, гиперактивными, эмоционально незрелыми. «Чем
совершеннее ограничивалось поступление раздражителей, тем
большей являлась нецелесообразно эксплоративная активность
пораженных животных» (178).
Аналогичное воздействие сенсорной депривации описано
и у детей. Психическое напряжение, возникающее у детей, кото-
рые по каким-либо причинам лишены нормального контакта с ок-
ружающей средой, начинает разряжаться в виде недифференциро-
ванных, грубых аффективных вспышек. Известен пример Хелены
Келлер, которая родилась изначально слепой и глухой, количест-
во сенсорных раздражителей у нее было крайне ограничено и де-
вочка вела себя совершенно «дико и неукротимо», разряжая свое
напряжение в резких аффектах и являлась чрезвычайно трудным
ребенком, изза чего она и попала в учереждение для слепых де-
тей в Бостоне, где затем начался путь ее «фантастического вос-
хождения». По мере понимания сигналов, поступающих из окру-
жающего мира, и при систематическом развитии умения общаться
с другими людьми, она за удивительно короткий срок социа-
лизировалась (178).
|