138
Если лишение человека сенсорной стимуляции вызывает
состояние внутреннего психического напряжения, сравнимое с
тем напряжением, которое возникает при неудовлетворении из-
вестных физиологических потребностей, можно предположить,
что энергетический поток и мотивация когнитивной деятельности
не связаны только лишь с этими потребностями. Имеется само-
стоятельная физиологическая потребность в информации, что
возможно связано с избыточностью энергетического обеспечения
базовых физиологических нужд. Информационная потребность
не только результат когнитивной деятельности в известной це-
почке: потребность отрицательные эмоции мотивация когни-
тивная деятельность удовлетворение потребности положи-
тельные эмоции, но и как бы остаток избыточной психической
энергии, нереализованный в ходе удовлетворения базовых фи-
зиологических потребностей.
Внешняя среда играет при этом роль связующего, преципи-
тирующего агента, который осаждает, поглощает и утилизирует
психическую энергию путем предоставления различных сенсор-
ных стимулов и раздражителей. Чем большим количеством оста-
точной психической энергии обладает индивид, тем большее ко-
личество нейтральной информации (то есть информации, не
имеющей отношения к удовлетворению основных биологических
потребностей) должен получить индивид.
Феномены, связанные с сенсорной депривацией, не только
легко теоретически объяснимы с ассимиляционной точки зрения,
но и великолепно доказывают ассимиляционный принцип по-
строения психической деятельности.
Когда мы можем ожидать максимальное количество сво-
бодной психической энергии у человеческого индивида? В соот-
ветствии с онтогенетическим принципом в раннем детстве. И
внутренняя свободная психическая энергия настолько явно прояв-
ляется в детях, что некоторые даже сравнивает ее с инстинктом:
творческие способности детей «в особенно яркой форме выража-
ется в организуемых ими играх, диктуемых внутренней потребно-
стью, в которых проявляется много фантазии и воображения. И в
этом смысле игра, детские рисунки, лепка, разнообразные про-
явления двигательной активности (дома, во дворе) представляют
|