17
креационизма или различные модели инопланетной колониза-
ции. По крайней мере, в теории происхождения человека больше
ответов и меньше вопросов, чем в теории происхождения жизни.
В начале эмбриогенеза, в результате слияния двух поло-
вых клеток образуется зигота, несущая в своей протоплазме
полный генетический набор с кодом морфофункциональной орга-
низации индивида.
За последние десятилетия накоплено много данных о про-
цессе развития индивида из зародышевых клеток. Колоссальные
усилия были затрачены эмбриоморфологами для изучения ос-
новных законов и процессов эмбриогенеза. Эксперименты по изу-
чению феномена эмбриональной индукции вызывают искреннее
научное уважение. Опыты Шпемана по пересадке эктодермаль-
ного зачатка хрусталика или опыты Йонен по сооружению на-
стоящих «сендвичей» из эктодермы аксолотля и тритона, за-
ставляют просто снять шляпу и склонить голову перед трудолю-
бием и изобретательностью ученых (207). Учитывая то, что лю-
дей, которые занимаются исключительно проблемами эмбриоге-
неза, в мире насчитывается всего нескольких десятков результа-
ты их исследований впечатляют. Динамика эмбриогенеза изучена,
можно сказать, не по дням, а по минутам.
При этом выяснилось главное: роль нервной системы в
процессе эмбриогенеза настолько велика, что большую часть по-
верхности зародыша представляют ткани, из которых в даль-
нейшем пойдет формирование нервной трубки. Филогенетическое
и онтогенетическое развитие нервной системы не только обя-
зательное условие формирования высшей нервной деятельности,
но и обязательное условие нормального функционирования мно-
гоклеточного организма.
Две основные проблемы до настоящего времени остаются
открытыми: проблема зарождения жизни и проблема ее эволю-
ции. В чем смысл эволюции живого в целом и эволюции цен-
тральной нервной системы в частности? Какова роль живого в
бытии?
Многие вопросы получили свое разрешение, многие во-
просы возникли вновь, но ответа на очень важный для науки во-
прос нет, и это почти всеми признается. Нет до сих пор ответа на
|