200
лично «пленять» людей. К этой категории принадлежат некоторые
удачливые плуты. Однако, если точнее присмотреться к их уст-
ным и печатным произведениям, можно обнаружить повторение
чужих идей в новом расположении и туманное их развитие. Один
молодой человек добился степени приватдоцента, а когда ему
пришлось по службе встретиться с девушкой, которая внебрачно
забеременела, он никак не мог понять, как это возможно; пуповину
он считал брюшным плавником плода. Другой держал политиче-
ские речи, однако был глубочайшим образом убежден, что единст-
венная цель центра «дурачить народ» (что, кстати, как раз не
свидетельствует о его слабых интеллектуальных способностях).
Третий был знахарем, писал бесконечную массу брошюр, имел
громадные доходы и столько приверженцев, что они образовали
союз с множеством отделений для распространения его открове-
ний; союз существовал много лет» (138).
Именно к этому типу личности относятся в значительной
своей массе те примитивные психотерапевты, о которых речь
шла выше. Их инстинктивная психология и способность «пле-
нять» людей заключается не в их профессиональных навыках и
знаниях, а непосредственно в особенностях структуры их лично-
сти. По своему душевному складу они очень родственны, очень
близки и понятны массе примитивных личностей, и именно они
иногда в большей степени, чем профессиональные психотерапев-
ты, способны понять и сопереживать «простые» беды «просто-
го» человека, и в этом секрет их успеха. Они не только не стесня-
ются использовать все те методы примитивной психотерапии, о
которых я уже говорил, но и зачастую сами искренне верят в них
(верят, потому что видят их эффективность), а их вера и уверен-
ность в своих силах рождают веру в свою очередь и у пациентов.
Врачпрофессионал несомненно лучше понимает своего пациента
как «вещь», но в понимании больного как личности нам можно во
многом поучиться у примитивных психотерапевтов.
Помимо группы «die Unklaren» Блейлер предлагал выделять
еще одну группу «относительное слабоумие», в которую «выс-
шее слабоумие» по его словам, также переходит без какихлибо
резких границ. В этой группе, по наблюдениям Блейлера, часто,
хотя и не всегда имеется «известная неясность мышления». Суще-
|