259
свою проявляет именно в создании и поддержании всевозможных
стереотипов, норм, правил и законов, без которых невозможно су-
ществование ни одного общества.
7
Я уже упоминал в начале главы, что феномен креативной
личности обусловлен избыточной психической энергией у ин-
дивида, достигшего своей биологической зрелости. Но за счет
чего можно объяснить постоянный приток психической энергии у
креативной личности? На этот вопрос сложно ответить до тех
пор, пока мы будем оперировать понятием «психическая энергия»
как гипотетическим конструктом, без более надежного нейрофи-
зиологического базиса.
Пока можно констатировать факт только по его феноме-
нальной сущности, так сказать, на выходе, даже не понимая его
причинной, глубинной обусловленности.
Можно высказать две гипотезы по этому поводу.
Возможно, что креативная личность не использует по тем
или иным причинам ту часть психической энергии, которая эво-
люционно предназначена для психофизиологических процессов:
например, для сексуальной деятельности и связанная с этой дея-
тельностью часть психической энергии (либидо в понимании
Фрейда) направляется по механизму сублимации на креативную
деятельность.
Именно так объяснял себе креативную деятельность
Фрейд. «Прибавками энергии со стороны сексуального влечения
в нашей душевной деятельности мы обязаны, по всей вероятно-
сти, нашими высшими культурными достижениями» (154).
Многие отмечали на определенную связь между сексуаль-
ной активностью и креативной деятельностью. По древнему изре-
чению «Из пророка, познавшего женщину, семьдесят семь дней
не говорит Бог». Бальзак говорил, что каждый половой акт стоит
ему половину ненаписанного романа. Микеланджело говорил, что
его искусство заменяет ему жену. Ломброзо писал, что гениальные
люди всю жизнь остаются одинокими, холодными и равнодуш-
ными к обязанностям семьянина и члена общества. Гете, Гейне,
Байрон, Челлини, Ньютон тому доказательства.
|