263
«отражение» принципиально не подходит для объяснения психи-
ческой деятельности. Человек не отражает, а вклинивается, или,
можно даже сказать, «натягивается» на реальность.
Креативность, как мы уже писали в начале главы, представ-
ляет собой нормальную функцию нормально созревающего моз-
га. В этом отношении каждый ребенок креативен. В зависимости
от особенностей строения и функционирования мозга каждый ре-
бенок, ассимилируя определенный объем информации, создает
уникальный слепок объективной реальности. Субъективный мир
каждого человека отличается разве что разработанностью дета-
лей. Чем меньше возраст человека, тем большей уникальностью и
индивидуальностью отличается его субъективный мир. После
достижения биологической зрелости у большинства людей карти-
на мира не только не прорисовывается и не проясняется, но, на-
против, с каждым годом тускнеет и огрубляется.
В начале жизни вся энергия индивида расходуется на асси-
миляцию питательных веществ для морфогенеза и ассимиляцию
смысловых констант, необходимых для адаптации в социаль-
ной среде. Только человеческий индивид, только человеческий
мозг обладает соответствующей структурой и соответствующей
энергией для этих процессов. Ассимиляционная способность
очевидно максимальна в раннем возрасте, когда вес ребенка уве-
личивается за короткий срок в несколько раз, пространственные
и функциональные характеристики тела меняются каждый месяц,
и в то же время ребенок должен усваивать такой объем «соци-
альной» информации, что некоторые психологи считают, что ко-
личество усвоенной информации до 3летнего возраста равно
всему объему информации, которую индивид сможет усвоить на
протяжении всей дальнейшей жизни. Если это и не так, то, вероят-
но, близко к этому. Ребенок усваивает языковую систему, систе-
му невербальной коммуникации, специфичную для данного обще-
ства, огромное количество навыков и умений и способность к
этому усвоению к сожалению уменьшается с возрастом. В этом
смысле психологи даже говорят о сенситивных периодах в онто-
генезе, имея в виду, что информация не усвоенная в определен-
ные возрастные промежутки, рискует не быть усвоенной никогда.
|