Navigation bar
  Print document Start Previous page
 263 of 348 
Next page End  

263
«отражение» принципиально не подходит для объяснения  психи-
ческой  деятельности.  Человек  не отражает, а вклинивается, или,
можно даже сказать, «натягивается» на реальность.
Креативность, как мы уже писали в начале главы, представ-
ляет собой нормальную функцию  нормально  созревающего  моз-
га.  В этом  отношении каждый ребенок креативен. В зависимости
от особенностей строения и функционирования мозга каждый ре-
бенок, ассимилируя определенный  объем  информации,  создает 
уникальный слепок объективной реальности. Субъективный мир
каждого человека  отличается  разве  что разработанностью дета-
лей. Чем меньше возраст человека, тем большей уникальностью и
индивидуальностью отличается его субъективный мир. После
достижения биологической зрелости у большинства людей карти-
на мира не только не прорисовывается и не проясняется, но, на-
против, с каждым годом тускнеет и огрубляется.
В начале жизни вся энергия индивида расходуется на  асси-
миляцию питательных веществ для морфогенеза и ассимиляцию
смысловых  констант,  необходимых  для  адаптации в социаль-
ной среде. Только  человеческий индивид, только человеческий
мозг обладает соответствующей структурой и соответствующей
энергией  для  этих процессов.  Ассимиляционная  способность
очевидно максимальна в раннем возрасте, когда вес ребенка  уве-
личивается  за  короткий срок  в несколько раз, пространственные
и функциональные характеристики тела меняются каждый месяц,
и в то же  время  ребенок должен усваивать такой объем «соци-
альной» информации, что некоторые психологи считают, что ко-
личество усвоенной информации до 3–летнего возраста равно
всему объему информации, которую индивид  сможет  усвоить  на
протяжении всей дальнейшей жизни. Если это и не так, то, вероят-
но, близко к этому.  Ребенок  усваивает языковую  систему, систе-
му невербальной коммуникации, специфичную для данного обще-
ства, огромное количество навыков и  умений и  способность  к
этому усвоению к сожалению уменьшается с возрастом. В этом
смысле психологи даже говорят о сенситивных  периодах в онто-
генезе, имея в виду, что информация не усвоенная в определен-
ные возрастные промежутки, рискует не  быть  усвоенной никогда.
Hosted by uCoz