268
комыслия. Если тебя при этом сочтут сумасшедшим это очень хороший ис-
ход.
Лучше Ницше об этом никто не мог знать и сказать. Еще до своего
«сумасшествия» он писал: «Каждый избранный человек инстинктивно стремит-
ся к своему замку и тайному убежищу, где он избавляется от толпы, от мно-
гих, от большинства, где он может забыть правило «человек» как его исключе-
ние... Кто, общаясь с людьми, не отливает при случае всеми цветами злопо-
лучия, зеленея и серея от отвращения, пресыщения, сочувствия, сумрачности,
уединенности, тот наверняка не человек с высшими вкусами» (187).
Все записи и дневники, которые Ницше написал в период «умопомра-
чения» были полностью уничтожены якобы из гуманных соображений по отно-
шению к больному мыслителю, но может быть из гуманных соображений по
отношению к здоровому человечеству?
Если рассказывать об одиночестве креативной личности, то лучшего
примера, чем Ницше не найти. «Выше, чем любовь к людям, кажется мне лю-
бовь к... призракам, говорит Заратустра, призрак, который скользит над
тобой, брат мой, красивее, чем ты... но ты боишься и бежишь к своему ближ-
нему».
Гипертрофированная креативность позволила Ницше «ассимилировать
чуть ли не все философские, эстетические и художественные школы нашего
времени... и одиночество медленно и верно вокруг него замыкало объятия. Каж-
дая новая книга отрезала от Ницше небольшую горсть последователей. И вот он
остался в пустоте». Так описывает трагедию, постигшую Ницше, Андрей Бе-
лый (20).
Каково же восприятие креативной личности со стороны окружающей
его толпы? «Какой великий и поучительный пример представляет судьба этого
несчастного гордеца, попавшего в дом умалишенных... Истинный ужас наво-
дит это великое и заслуженное наказание злополучного безбожника, вообразив-
шего себя богом...» писалось в журнале «Вопросы философии и психоло-
гии» за 1892 год.
Когда автора известной в свое время истории новой философии, Куно
Фишера, спрашивали, почему он не отводит в своих трудах места Фридриху
Ницше, знаменитый гейдельбергский профессор всегда с презрением отвечал:
«Ницше просто сумасшедший».
Принципиальная асоциальность и социофобность очень важный при-
знак креативной личности.
Кьеркегор первым из философов задолго до Ницше понял это. Он на-
зывал креативную личность эстетиком и подметил основную черту креатив-
ной личности она боится «всего, что может внести в его жизнь определенное,
постоянное содержание. Почему?» спрашивает Кьеркегор. Потому, что
иначе его разорвет изнутри клокочущая в нем энергия.
|