315
мир ненавистью. Сколько людей слушают его? Пятнадцать, два-
дцать миллионов? Всего двадцать минут? А вы, сэр, можете на-
прямую говорить с сотнями миллионов два часа при потушенном
свете. Ваш талант, мистер Капра, принадлежит не только вам! Это
дар Господний! И сделал это господь не случайно! Если вы не
используете этот дар, вы тем самым оскорбите Господа и все
человечество. Прощайте, сэр!
Пристыженный и разозленный режиссер выключил радио,
встал, оделся, собрал чемоданы и поехал с женой в Палмс-
прингс, где постепенно пришел в себя. К нему вернулось жизне-
любие, желание работать! Он ощутил новый творческий подъем.
Капра создал после этого всемирно известные фильмы, ставшие
популярными, кроме прочих достоинств еще и потому, что они
были признаны как «Новое слово в изображении состояний чело-
веческой души». «Мистер Дитц едет в город», «Мистер Смит
едет в Вашингтон», «Эта прекрасная жизнь», «Потерянный гори-
зонт», и многие другие его фильмы оказали огромное влияние
на миллионы людей во всем мире (156).
Неправильно было бы думать, что незнакомец с помощью
своих слов вложил в Капру заряд энергии и стимул к деятельно-
сти, он лишь умело убрал блокаду, препятствующую наличному
творческому потенциалу, он направил имеющуюся энергию с пу-
тей созидания болезни на пути продуктивной креативной деятель-
ности.
Для креативной личности самым большим психотравми-
рующим фактором является искусственная пассивность. Если ог-
раничение психической активности ребенка и подростка приво-
дит к существенной деформации личности, то аналогичный про-
цесс у креативной личности приводит к нервнопсихическому за-
болеванию. Поскольку для креативной личности творческая дея-
тельность является просто физиологической потребностью, свя-
занной с необходимостью свободно тратить избыток психической
энергии, невозможность ею заниматься или прекращение ее при-
водит к психическому перенапряжению и психосоматическому за-
болеванию.
2
|