328
Интуитивно мы всегда используем этот процесс в практиче-
ской жизни. Например, это легко заметить в процессе воспитания
ребенка, когда мы делаем резкий крен в сторону личностной кау-
зальной атрибуции, заведомо «перегибая палку» и не боясь при
этом срыва функционирования психики ребенка, ибо чем боль-
ше энергии содержит живая система, тем больший груз ответст-
венности она может «взвалить» на свои плечи. Никому из взрос-
лых не придет в голову подчеркивать ребенку, что в тех или иных
естественных его промахах или ошибках виноват не он, а об-
стоятельства. Представьте себе, что ваш ребенок, балуясь, опроки-
нул чашку с кофе на ваши брюки, и вы объясните это тем, что
юный возраст определяет его гиперактивность, а незрелость тон-
кой моторики определяет его неловкость. Наверное, нет. Вы укаже-
те ему на его неловкость, вы пристыдите его, может быть даже
накажете ведь так? Теперь представьте себе что тоже самое
происходит за столом, только чашку с кофе вам на брюки проли-
вает ваша старенькая мама или отец. Скорее всего вам даже в го-
лову не придет упрекнуть их в личной неловкости, вы всеми си-
лами постараетесь сгладить ситуацию, подчеркивая, что у чашки
скользкая ручка, что она слишком горячая, что это бывает с каж-
дым и т.д. В одной и той же ситуации мы совершенно по разному
реагируем на одно и тоже поведение.
В данном случае я вижу несомненное присутствие психо-
терапевтическом момента. Мы не боимся указать на личностную
атрибуцию ребенку, но мы постараемся избегнуть этого в случае с
пожилым человеком. Если мы утешаем взрослого человека, мы
будем стараться апеллировать к ситуационной атрибуции.
Этот момент не рассматривает теория каузальной атрибу-
ции, но это важно учитывать в психотерапии. Если мы работаем с
человеком в стадии завершения личностного роста, следует скло-
няться в сторону переноса каузальной атрибуции с личностной на
ситуационную (я называю это каузальным трансфером), иначе это
может привести не к улучшению, а к ухудшению состояния паци-
ента. Усиливать личностную каузальную атрибуцию мы имеем
право только в том случае, если уверены в достаточном энергети-
ческом потенциале личности, что чаще всего следует ожидать у
детей, подростков и креативных личностей.
|