85
однако опять же важно, чтобы эта коррекция была проведена на
ранних этапах онтогенеза. При создании специальных условий
возможно формирование полноценной личности даже у слепоглу-
хонемых детей.
Следует также подчеркнуть, что для формирования челове-
ческой личности необходим только человеческий индивид. Ни
один представитель земной фауны не обладает достаточно разви-
той центральной нервной системой, чтобы ассимилировать че-
ловеческую систему социальных отношений, хотя отдельные ее
элементы усваивают практически все домашние и даже дикие жи-
вотные, если они с рождения воспитывались рядом с людьми. Но
даже приматы не способны продвинуться в своем «человече-
ском» социальном развитии дальше 3летнего ребенка. Известны
неоднократные опыты, когда детенышей приматов (горилл,
шимпанзе) исследователиэтологи пытались выращивать и вос-
питывать вместе со своими новорожденными детьми, создавая
для тех и для других абсолютно одинаковые условия. Их одина-
ково кормили, пеленали, ласкали, баюкали и обучали. Эти экспе-
рименты убедительно доказали, что после короткого периода от-
носительно равномерного развития детеныши приматов начинают
стремительно отставать в скорости и объеме установления новых
и сложных связей, которые предъявляет социальная среда дете-
нышу человека. Никакие усилия и воспитательные изыски не мо-
гут сформировать на базе нечеловеческого индивида человече-
скую личность.
Только человеческий индивид с сохранной ЦНС, при ус-
ловии постнатального интрасоциального развития способен
стать базой формирования человеческой личности. Современный
человек это высокоразвитый, питекоидный, узконосый двуно-
гий примат (95), обладающий высоким энергетическим потен-
циалом и функциональными способностями ЦНС, достаточными
для осуществления уникальных по своему объему и дискретности
сенсорных, мнестических, когнитивных процессов, вплоть до
осуществления когнитивных процессов максимальной степени
свободы, называемых в психологии творчеством, и контрольных
функций процессов жизнедеятельности, называемых в психоло-
гии сознанием.
|