жизненного цикла еще ждет систематического анализа. Для его подготовки я закончу эту главу
диаграммой. В ней, как и в диаграмме прегенитальных зон и модусов, главная диагональ представляет
собой нормативную последовательность психосоциальных приобретений, совершаемых по мере того,
как на каждой стадии еще один нуклеарный конфликт добавляет новое качество эго, новый критерий
накопленной человеческой силы. Пространство ниже диагонали отводится для предшествующих
вариантов разрешения каждого из этих нуклеарных конфликтов, и всякий раз они разрешаются с
начала; выше диагонали отводится место для указания дериватов этих приобретений и их
трансформаций в созревающей и зрелой личности.
В основе такого картирования лежат следующие предположения: 1) человеческая личность, в
принципе, развивается по ступеням, предопределяемым готовностью растущего индивидуума
проявлять стойкий интерес к расширяющейся социальной среде, познавать ее и взаимодействовать с
ней; 2) общество, в принципе, стремится к такому устройству, когда оно соответствует такой
готовности и поощряет эту непрерывную цепь потенциалов к взаимодействию, а также старается
обеспечивать и стимулировать надлежащую скорость и последовательность их раскрытия. В этом и
состоит «поддержание человеческого общества».
Однако карта - это лишь инструмент мышления и поэтому не может претендовать на роль
предписания, требующего неукоснительного выполнения в практике воспитания и обучения ребенка, в
психотерапии или же в методологии изучения детей. Представляя психосоциальные стадии в виде
эпигенетической карты,
аналогичной той, что использовалась во второй главе для анализа
психосексуальных стадий по Фрейду, мы фиксируем в сознании определенные и разграниченные
методологические шаги. Единственная цель этой работы - облегчить сравнение стадий, впервые
распознанных Фрейдом как сексуальных, с другими графиками развития (физического, когнитивного).
Но любая отдельная карта очерчивает границы только одного графика, и нашему наброску
психосоциального графика вовсе не следует вменять в вину, что он намеренно содержит в себе
туманные утверждения общего характера, касающиеся других сторон развития - или, если угодно,
существования. Хотя эта карта, например, и перечисляет последовательную цепь конфликтов или
кризисов, мы не сводим все развитие к цепи кризисов; мы лишь утверждаем, что психосоциальное
развитие происходит посредством критических шагов - «критических» в смысле поворотных пунктов,
моментов выбора между прогрессией и регрессией, интеграцией и задержкой.
В этом месте было бы полезно расшифровать методологические предпосылки эпигенетической
матрицы. Выделенные квадраты главной диагонали одновременно означают и последовательность
стадий, и постепенное развитие органических компонентов: иначе говоря, наша карта придает
определенную форму временной прогрессии дифференциации органов. Она показывает, что, во-первых,
каждый критический пункт психосоциального «штатного расписания» систематически связан со всеми
остальными а они все, в свою очередь, зависят от правильного развития в правильной
последовательности каждого такого пункта; и, во-вторых, каждый пункт существует в некоторой форме
до того, как обычно наступает его критическое время.
Если я говорю, например, что преобладание базисного доверия над недоверием есть первый шаг
в психосоциальной адаптации, а преобладание автономной воли над стыдом и сомнением - второй
такой шаг, то соответствующее схематическое изображение выражает ряд фундаментальных
отношений, существующих между двумя этими шагами, равно как и некоторые существенные для них
обстоятельства. Каждый пункт приходит к своему доминирующему влиянию, испытывает свой кризис и
находит свое устойчивое разрешение на протяжении обозначенной стадии. Но все они должны
существовать с самого начала в какой-то форме, ибо каждое действие требует интеграции всех
остальных. Так, младенец с самого начала может демонстрировать нечто подобное «автономии» в ее
специфической форме, когда яростно пытается высвободиться, если его чересчур крепко держат.
Однако в нормальных условиях только на втором году жизни он начинает сознавать критическую
противоположность бытия автономным созданием и зависимым существом; и только тогда он готов
для решающего столкновения со своим окружением, которое, в свою очередь, считает себя обязанным
передать ребенку собственные представления и понятия об автономии и принуждении способами,
вносящими существенный вклад в характер и жизнеспособность его личности в его культуре. Именно
это столкновение, вместе с наступающим в результате кризисом, мы эмпирически описали для каждой
стадии. Что касается продвижения вперед от одной стадии к следующей, то главная диагональ
указывает ту последовательность, которой обычно придерживаются. Однако она также оставляет
возможность вариаций в темпе и интенсивности. Индивидуум или культура могут чрезмерно
задерживаться на доверии и продвигаться от ступени I1,
через I2 к ступени II2, либо ускоренно
|