преднамеренной экспериментальности автономного выбора. Индивидуум должен иметь возможность
убедиться в том, что следующий шаг остается за ним и что независимо от того, где он находится или
куда идет, он всегда имеет шанс бросить все или повернуть в противоположном направлении, если сам
того пожелает. В Америке иммигранту не нужен приказ, чтобы двигаться дальше, равно как и оседлому
жителю, чтобы оставаться там, где он живет. Ибо образ жизни (и семейная история) каждого содержит в
себе противоположный элемент в качестве потенциальной альтернативы, которую он хочет считать
своим в высшей степени частным и индивидуальным решением.
Таким образом, американец, действующий как наследник истории резких контрастов и
внезапных перемен, основывает свою финальную эго-идентичность на некоторой экспериментальной
комбинации динамических полярных качеств, таких как миграция и оседлость, оригинальность и
шаблонность, религиозность и свободомыслие, ответственность и цинизм, и т. д.
Хотя мы сталкиваемся с крайней степенью развития одного или другого из этих полюсов в
региональных, профессиональных и характерологических типах, анализ обнаруживает, что подобная
крайность (твердости или непостоянства) содержит в себе внутреннюю защиту против всегда
подразумеваемого, внушающего сильный страх или в тайне желанного противоположного полюса.
Чтобы оставить выбор за собой, американец, в общем, живет с двумя наборами «истин», а
именно, с набором религиозных или религиозно-политических принципов весьма пуританского
свойства и с набором сменных лозунгов, которые показывают, как в данный момент можно выйти из
положения на основе одного только предчувствия, настроения или идей. Так, например, одного и того
же ребенка могли последовательно или попеременно подвергать внезапным решениям, выражающим
лозунги «Уйдем отсюда к дьяволу!» и тут же - «Останемся и не пустим этих ублюдков!» - если говорить
только о двух самых радикальных призывах. Ничуть не претендуя на логику или принцип, лозунги
достаточно убедительны для тех, кого они затрагивают, чтобы оправдать действие, будь оно законным
или выходящим за рамки высокого закона (в той степени, насколько закону случается быть навязанным
или забытым, соответственно меняющейся обстановке на местах). Бесхитростные на вид лозунги
содержат в себе пространственно-временные перспективы, столь же прочно укоренившиеся, как и
аналогичные перспективы, выработанные в системах индейцев сиу и юрок; они представляют собой
эксперименты в коллективном пространстве-времени, по которым координируются индивидуальные
защитные механизмы эго. Однако эти перспективы изменяются, часто радикально, на протяжении
одного и того же детства.
Подлинной истории американской идентичности пришлось бы коррелировать наблюдения
Паррингтона за преемственностью сформулированной мысли с богатой историей нарушений
последовательности американских лозунгов, которые пропитывают общественное мнение в лавках и на
занятиях, в судах и в ежедневной прессе. Ибо в принципах и понятиях тоже, по-видимому, существует
стимулирующая полярность - с одной стороны, между интеллектуальной и политической
аристократией, которая, будучи всегда внимательной к прецеденту, стоит на страже связности мысли и
неразрушимого духа, а с другой стороны, между аристократией и мобократией
[От англ. mob
- толпа,
чернь. Мобократия - власть толпы. -
Прим. пер.], которая, очевидно, предпочитает изменяющиеся
лозунги сохраняющим себя в веках принципам.
Такая местная полярность аристократии и мобократии (столь замечательно синтезированная у
Франклина Д. Рузвельта) пропитывает американскую демократию более результативно, чем это,
вероятно, осознают защитники и критики великого американского среднего класса. Этот американский
средний класс, порицаемый некоторыми как олицетворенное окостенение всего того, что есть
корыстного и филистерского в нашей стране, возможно, представляет собой лишь преходящую серию
сверхкомпенсаторных усилий попробовать обосноваться вблизи Главной улицы: усесться у камина,
завести банковский счет и машину подходящей марки; он не предотвращает (как положено классу)
высокой мобильности и потенциальной культурной неопределенности своей финальной идентичности.
В более мобильном обществе статус выражает иную релятивность: он похож скорее на эскалатор,
нежели на платформу, и является скорее средством, чем целью.
Все страны, а особенно большие, осложняют свое развитие, каждая на свой лад, начиная с
предпосылок их образования. Мы должны попытаться ясно сформулировать то, каким образом
внутренние противоречия в истории Америки могут подвергать ее детей эмоциональному и
политическому «короткому замыканию» и тем самым угрожать ее динамическому потенциалу.
2. «Мамочка»
|