Что касается развиваемых на этой стадии новых социальных модальностей, то особое значение
придается простой антитезе отпускания (letting go) и удерживания (holding on);
их пропорция и
последовательность представляют исключительную важность для развития как отдельной личности, так
и коллективных аттитюдов.
Дело взаимного регулирования теперь сталкивается с самым суровым испытанием. Если
внешний контроль вследствие жесткой или слишком ранней дрессуры будет требовать лишения
ребенка возможности постепенно и без принуждения освоить управление кишечником и другими
амбивалентными функциями, малыш снова окажется перед необходимостью двойного бунта и двойного
поражения. Лишенный власти в собственном теле (часто боящийся своих фекалий, как если бы они
были враждебными чудовищами, обитающими в его внутренностях) и бессильный во внешнем мире, он
снова будет вынужден искать удовлетворения и контроля либо посредством регрессии, либо
посредством фальшивой прогрессии. Другими словами, ребенок вернется к более раннему, оральному
контролю, т. е. контролю путем сосания пальца и превращения в хнычащее и требующее заботы
существо; или станет враждебным и назойливым, использующим свои фекалии в качестве боеприпасов
и симулирующим автономию - способность действовать ни на кого не опираясь, которую он на самом-
то деле не приобрел. (В двух наших «образцах» патологии мы наблюдали регрессию к этому
положению.)
Добавляя анально-уретрально-мышечную стадию к нашей карте, мы приходим к варианту,
изображенному на рис. 3.
Рис. 3
Диагональ протянулась до установления ретентивного (3) и элиминативного (4) модусов в
анально-уретральной зоне (нижняя часть кругов) на новой стадии III. Обводкой контуров кругов опять
показана генерализация на всю развивающуюся мышечную систему этих модусов, которые, прежде чем
служить более сложным и разнообразным целям, должно быть, приобрели определенную форму
самоконтроля в отношении дуальной экспрессии, такую как отпускание и удерживание. Там, где такой
контроль нарушен недоразвитиями в анально-уретральной сфере, создаются прочные акценты на
ретенции и/или элиминации в самой зоне (спастическая прямая или ободочная кишка), в мышечной
системе (общая вялость или ригидность), в навязчивой фантазии (параноидный страх враждебных
субстанций внутри собственного тела) и в социальных сферах (попытки контролирования среды
посредством компульсивной систематизации).
Здесь уже можно проиллюстрировать клиническое применение этой пока еще незаконченной
карты. Выше мы отмечали, что наш анально-ретентивный пациент (мальчик) в раннем младенчестве
какое-то время сопротивлялся кормлению, задерживая пищу во рту и вообще сжимая рот. Такое
«девиантное» развитие, которое, конечно, могло бы не оставить того серьезного следа, какой имел
место в данном случае, можно отметить на нашей карте обводкой (II3). Мальчик, отказываясь от
попытки удержать мать (II2), пытался контролировать ситуацию посредством ретенции - фиксации
модуса, которая предопределила ему трудный период на стадии III, где в его обязанности входило
научиться «отпускать» (to let go). Однако подлинный кризис возник в то время, когда мальчик
собирался покинуть эту стадию: он регрессировал и держался изо всех сил.
На карте указаны и другие пути к отступлению, имеющиеся в распоряжении детей. Модусы III2 и
III1
(анально-уретрально-инкорпоративные) хорошо известны педиатрам, вынужденным избавлять
детей от мелких объектов, которые они воткнули в анальное отверстие. В уретральной копии такого
поведения в мочеиспускательный канал вводятся соломинки и тонкие веточки. Подобные буквальные
|