структуре кататонического возбуждения.
Движения автоматизированные. Целенаправленные Д., осуществляемые без сознательного их
регулирования в размеренных темпе, степени выраженности, амплитуде, соответствующие прежнему
жизненному опыту.
Движения активные. Д., выполняемые произвольно, сознательно или бессознательно.
Движения Пассивные. Д., осуществляемые вследствие приложения силы извне.
Движения сознательные. Целесообразные Д., контролируемые сознанием.
Син.: Д. произвольные.
Движения фантомные (фр. fantome от греч. phantasma
призрак). Мнимые Д., ощущаемые
больным в ампутированной конечности. См. Фантом ампутированных.
Двойная связь. Нарушения общения, наблюдающиеся в семьях больных шизофренией. Общение
больных с родителями приобретает как бы разноплановый характер, протекает в двух плоскостях,
несовместимых в аффективном отношении. Например, больной шизофренией, радуясь визиту матери к
нему в больницу, кладет ей руку на плечо, на что та отвечает мимически неодобрительной реакцией,
осуждая такие проявления (первая плоскость). Больной отдергивает в смущении руку и слышит
заявление матери, что он ее больше не любит. Больной краснеет, и мать замечает ему, что нельзя так
смущаться (вторая плоскость). Рассматривается как нарушение в сфере коммуникации [Batesson G., 1956].
Двойное мышление. Эхообразное повторение мыслей. Мысль одновременно возникает в
обычной форме и в форме галлюцинаторного образования. Иногда они разделены коротким интервалом
во времени. Так, в процессе чтения «голос» рассказывает о только что прочитанном или же «голос» как
бы диктует больному, что он должен написать. Иногда этот феномен возникает при перечитывании
только что написанного. Характерно для шизофрении и является одним из симптомов расщепления.
Двойные ощущения [Jensen J., 1868]. Совокупность симптомов, включающая феномены «уже
виденного», «уже испытанного» и «уже пережитого». Наиболее часто наблюдается при эпилепсии, где
может служить проявлением ауры. Отмечается также и при других психических заболеваниях
циркулярном психозе, шизофрении, органических поражениях головного мозга.
Двойственное отношение (нем. Doppelbindung)
[Batesson G., 1958; Hirsch S.R., 1979].
Неадекватное использование речи родителями больных шизофренией, приводящее к внутренним,
психическим конфликтам и дисгармонии взаимоотношений в семье. В разговоре больному ребенку
адресуют два противоположных и взаимоисключающих стимула. Создается коммуникативная
бессмысленность. Эти противоположные стимулы могут принадлежать не одному, а нескольким
собеседникам: например, положительный стимул содержится в речи матери, а отрицательный в речи
отца [Lempp R., 1988]. Такая «ситуация двойственности» рассматривается как шизофреногенная, однако
не исключается возможность, что она проявление латентной шизофрении у родственников больного.
Двойственность психическая. Разделение личности больного, ее раздвоение. Собственная
личность переживается, воспринимается больным как нечто отчужденное, как объект созерцания. Сюда
относятся: галлюцинаторное видение двойника; амбивалентность с присущими ей полярно
противоположными импульсами к деятельности; двойная ориентировка при некоторых формах бреда и
нарушенного сознания; двойная жизнь в реальном и фантастическом мирах; некоторые формы бреда,
например, манихейский бред; двойное мышление, при котором одновременно протекают два ряда
мыслей реальных и аутистических, дереистических (при шизофрении, астении, в сновидениях у
здоровых). К
Д.п. относится и двойное, альтернирующее сознание, наблюдающееся в гипнотических
состояниях и при истерии: происходит периодическое выключение нормального сознания и его замена
иным, наполненным другими мыслями, чувствами, образами. Образуются как бы две параллельные
личности, развивающиеся в разных системах временных и пространственных координат. Раздельность
альтернирующей личности (двойного «Я») поддерживается наступающей после гипнотического
внушения или истерических сумерек амнезией.
Дебильность (лат. debilis
слабый, неспособный). Легкая степень олигофрении,
характеризующаяся примитивностью, конкретностью суждений, невысоким уровнем отвлечения и
обобщения, недостаточной дифференцированностью, примитивностью эмоций, затруднениями
обучения и сниженной социальной адаптацией. Для решения экспертных вопросов различают три
степени Д.: легкую, умеренно выраженную и глубокую (на грани с имбецильностью). Наибольшие
|