особенности развития, обучения и воспитания детей с физическими и (или) психическими
недостатками, разрабатывающая методы их лечения и социально-трудовой адаптации. Использует
данные психоневрологичеких и психологических исследований.
Дефектсиндром органический [Wieck Н.Н., 1961]. Понятие, аналогичное органическому
психосиндрому E. Bleuler. Определяется наличием необратимого дефекта психических функций, в
первую очередь деменций, и характерологическими личностными изменениями.
Дефектсиндром терминальный экстрапирамидный [Haddenbrock S., 1964]. Вариант синдрома
нейролептического. Наблюдается при длительном применении нейролептиков. Обусловлен
нарушением дофаминергических рецепторов. Экстрапирамидные гиперкинезы не проходят при отмене
препарата. Иногда они впервые обнаруживаются при уменьшении дозировок. Характерны
хореиформные гиперкинезы высовывание языка, жевательные или чавкающие движения, гримасы,
кивательные судороги, раскачивание верхней части туловища, ритмические движения таза, атетоидные
судороги пальцев рук. Движения больных стереотипно повторяются.
Дефицитарный тип формирования личности [Ковалев В.В., 1976]. Вариант патологического
формирования личности у детей с различными физическими дефектами (недостаточность зрения, слуха,
порок сердца и т.д.). Ведущими в психогенезе являются реакция личности на осознание дефекта и
явления социальной депривации, то есть изоляции от общества сверстников на фоне патологически
измененной почвы резидуальной органической патологии головного мозга, нарушений физического
и полового созревания, сенсорных дефектов. Наиболее част тормозимый вариант личности с
преобладанием астенических и псевдоаутистических
черт характера, реже встречаются истероидный и
ипохондрический варианты.
ДжеймсаЛанге периферическая теория эмоций [James W., 1884; Lange С., 1885].
Психофизиологическая теория, связывающая появление эмоций с периферическими изменениями,
возникающими сугубо рефлекторно, без непосредственной реакции высших центров на внешние
впечатления. Эмоция рассматривается как результат осознания периферических органических
изменений висцеральных, сосудистых, мышечных. Д.Л.п.т.э. была, по сути своей, умозрительной,
она не выдержала проверки экспериментальными исследованиями, однако правильно показала
значение в генезе эмоций периферических изменений, вегетативных и висцеральных реакций; кроме
того, она стимулировала возникновение ряда других нейрофизиологических теорий эмоций.
Джекобсона метод прогрессирующей мышечной релаксации [Jacobson E., 1928].
Психотерапевтический метод, основанный на произвольном расслаблении поперечнополосатых мышц
в состоянии покоя. Релаксация достигается специальными гимнастическими упражнениями, чем этот
метод и отличается от метода аутогенной тренировки Шульца, при котором релаксация является
результатом самовнушения и основой для последующего самовнушения.
Джексона зрительные галлюцинации [Jackson J.H.,
1876]. Отмечаются при эпилептической
ауре или ее эквиваленте в форме сумеречных состояний.
Джексона методика семейных отношений [Jackson L.,
1952]. Проективная личностная
методика, предназначенная для исследования детей в возрасте от 5 до 12 лет. Обследуемому
последовательно предъявляют 8 картинок, на которых представлены несложные семейные ситуации.
Анализируются интерпретации ребенком этих картинок. При этом выявляются особенности восприятия
обследуемым интерперсональных взаимоотношений в семье.
Джексона Теория [Jackson J.H., 1864]. Концепция локализации функции в нервной системе
соответственно уровням «низшему» (спинальному или стволовому), «среднему», определяющемуся
деятельностью двигательных или сенсорных отделов коры большого мозга, и «высшему» (лобные
отделы головного мозга).
Анатомо-физиологические уровни и соответствующие им функции ЦНС рассматриваются в
связи с процессом эволюции. При заболеваниях нервной системы происходит распад ее интегративной
деятельности диссолюция. В результате этого психическая функция возвращается на более низкий
уровень развития. В симптоматике, возникающей вследствие поражения головного мозга, различаются
симптомы негативные (симптомы выпадения) и позитивные, обусловленные высвобождением низших
отделов головного мозга из-под контроля высших. Д.т. сыграла важную роль в развитии представлений
о динамической локализации функций в головном мозге, хотя отдельные ее положения, например об
|