эндогенной депрессии, протекающей с тревогой, и «эндогенной» тревоги, сочетающейся с
депрессивным настроением. Психотропное действие бензодиазепиновых транквилизаторов
исчерпывается противотревожным эффектом, и если какие-либо симптомы редуцируются после
введения диазепама, то, следовательно, они обусловлены тревогой.
Син.: седуксеновый тест.
Диалоголалия (греч. dialogos
разговор между двумя или несколькими лицами, lalia речь)
[Spoerri Th., 1965]. При беседе нескольких больных создается видимость диалога в связи с относительной
сохранностью речевой мелодии, живости мимики и жестов. На самом деле речь больных совершенно не
выполняет функции общения, лишена какой бы то ни было смысловой нагрузки, содержания. Чаще
всего наблюдается при сенильной деменции, может быть и при шизофрении.
Диапазон приемлемости [Консторум С.И.]. Совокупность форм сексуального поведения при
интимной близости, не порождающего у партнеров негативной эмоциональной реакции.
Диасхизм. См. Диашиз.
Диашиз (греч. diaschisis
раскалывание, разделение) [Monakov С., 1914]. Явление выпадения
функции отделов головного мозга, непосредственно не поврежденных, но связанных с участками
поражения системой проводящих путей. Причина Д. нарушение функции нервных клеток вследствие
прекращения притока к ним обычных физиологических раздражений. Таким образом, возникает
локальная симптоматика, не соответствующая месту очага поражения: например, при инсульте,
поражающем определенный отдел одного полушария, страдает функция связанных с ним
комиссуральными волокнами отделов другого полушария. Обратимость этого вторичного поражения
зависит от течения патологического процесса в основном очаге, от состояния кровоснабжения
головного
мозга, общего состояния организма, возраста больного и т.д. При неблагоприятном течении
заболевания наблюдается необратимость. Концепция Д. исключительно важна для решения вопросов
топической диагностики.
Син.: диасхиз, феномен Монакова.
ДидаБоткассо синдром [Dide M., Botcazo, 1902]. Характеризуется фиксационной амнезией,
конфабуляциями, потерей способности ориентироваться во времени и пространстве, афатическими
расстройствами. Наблюдается при двусторонних очагах поражения в затылочных долях головного
мозга.
Дидактогения (греч. didasko
учить, genesis
происхождение). Разновидность психогении,
при которой травмирующим психику учащихся фактором является поведение педагога. Это может
проявиться в особенностях личностного контакта (неуважительное отношение к ученику, студенту,
подавление его инициативы, прилюдное вышучивание его ответов) и в том, как преподносятся знания
(подчеркивание отрицательных моментов того или иного явления, с которым может столкнуться в
своей жизни ученик, утверждение о недоступности для него изучаемого материала и т.д.). Важное
значение имеют и особенности личности учащегося, его повышенная сенситивность, незрелость
суждений, их несамостоятельность.
Понятие введено К.И. Платоновым [1937, 1946].
Син.: дидаскогения [Катков Е.С., 1938].
Диетотерапия (греч. diaiata
режим питания, therapeia
лечение). Назначение с лечебной
целью специально подбираемой диеты, учитывающей патогенез заболевания и характер обменных
процессов при нем. В психиатрии назначается при дисметаболических олигофрениях, например при
фенилпировиноградной олигофрении, эпилепсии, соматогенных нервно-психических заболеваниях,
церебральном атеросклерозе.
Дизартрия (греч. dys
приставка, обозначающая разделение, отделение, отрицание, arthroo
членораздельно произносить). Нарушение речи, ее артикуляции, проявляющееся в затруднении
произношения, особенно согласных звуков, брадифазии, прерывистости речи. Обнаруживается часто в
спонтанной речи, иногда с помощью специальных приемов (повторение за врачом
труднопроизносимых слов и скороговорок). По характеру Д. можно судить о локализации поражения.
Так, при поражении мозжечка речь носит скандированный характер, нарушена ее модуляция, меняется
громкость; при паркинсонизме речь замедлена, монотонна, нарушены модуляции голоса и т.д.
Дизафия (диз + греч. haphe
чувство, осязание). Расстройство тактильной чувствительности,
|