(См. Нормотимики). Соли лития (чаще всего углекислая) применяются для лечения гипоманиакальных и
средней тяжести маниакальных состояний. При тяжелых маниях, а также при сложных маниакальных
синдромах (наличие бредовых, галлюцинаторных и др. психопатологических проявлений) препараты
лития эффективны в сочетании с психотропными.
Соли лития широко применяются для профилактики аффективных фазовых психозов: при
биполярном течении после второго приступа, при монополярном не раньше третьего [Angst J.,
1977]. Контроль осуществляется лабораторно (уровень лития в сыворотке крови) и клинически
(металлический привкус во рту). Лечение начинается в маниакальном состоянии или в светлом
промежутке.
ЛитманаШмишека личностный опросник. [Littmann E., Schmieschek H.G., 1982]. Личностный
опросник для выявления акцентуации черт характера и темперамента. Является расширенным и
переработанным вариантом Шмишека личностного опросника, основан на Леонгарда концепции
акцентуированных личностей. Состоит из 114 вопросов, ответы на которые распределяются по шкалам
соответственно типам акцентуации, включая шкалы интро-, экстраверсии и инфантильности.
Личко Иванова личностный опросник [Личко А.Е.,
Иванов Н.Я., 1977]. Личностный
опросник, предназначенный для выявления акцентуаций характера и психопатий в подростковом
возрасте. Результаты обрабатываются по шкалам субъективной и объективной оценки. При этом также
отмечается возможное наличие тенденции к диссимуляции, определяется степень откровенности
обследуемого, диагностируется органическая природа личностной аномалии, обнаруживается реакция
эмансипации.
Личности дистонные (греч. dys
нарушение функции, рассогласование, lonos напряжение)
[Bostroem A.]. Понятие, аналогичное шизопатическим личностям и противоположное синтонным
личностям.
Личности синтонные (греч. syntonia
созвучие, согласованность) [Bleuler E.]. Личности
гармонические, уравновешенные, эмоционально откликаемые, легко контактируемые с окружающими.
Личности структура по Мерлину [Мерлин B.C., 1967]. Различаются две группы
индивидуальных особенностей: 1) свойства индивида (темперамент и индивидуальные качественные
особенности психических процессов); 2) свойства индивидуальности (мотивы и отношения, характер,
способности).
Личности структура по Мясищеву [Мясищев В. Н., 1960]. Л.с. раскрывается с позиций
психологии отношений (См. Мясищева теория психологии отношений)
и включает в себя: 1. Систему
отношений; 2. Психический уровень человека (идейный уровень активности, ум, уровень
функционирования памяти, внимания, восприятия и пр.); 3. Динамика реакций и переживаний человека
активность (степень ее, область проявления и др.) и реактивность (степень ее, повышенная или
пониженная эмоциональная возбудимость, нормальная или патологическая реактивность,
относительная степень их выраженности); 4. Соотношение психических свойств в их единстве
(пропорциональность и непропорциональность свойств психики, наличие или отсутствие
доминирующих отношений интересов, потребностей, соотношение между идейно-общественным
и личным: гармоничность, цельность личности или ее внутренняя противоречивость, ее широта,
глубина).
Личности структура по Платонову [Платонов К.К., 1953]. Основана на концепции
динамической функциональной структуры личности. Различают четыре подструктуры: I
исключительно социально обусловленная (направленность, отношения, моральные качества); II опыт
(знания, навыки, умение, привычки); III индивидуальные особенности психических процессов или
психических функций, понимаемых как формы отражения (эмоции, ощущения, мышление, восприятие,
чувства, воля, память); IV биологически обусловленная подструктура (темперамент и органические
патологические особенности). В указанные подструктуры или на их взаимопроникающих стыках
включаются все известные черты личности, которые и являются основными элементами ее структуры.
Личности структура по Рубинштейну [Рубинштейн С.Л., 1946]: 1. Направленность (установка,
интересы, потребности); 2. Способности; 3. Темперамент и характер.
Личности структура по Фрейду [Freud S.]. Основополагающая концепция классического
психоанализа, базируется на признании двух основных управляющих человеком влечений к жизни
|