соответствующие десяти типам акцентуации характера и темперамента. Используется для выявления
личностной акцентуации в пограничной психиатрии, при психосоматических заболеваниях. В нашей
стране применяются варианты для взрослых [адаптация Блейхера В.М., 1973] и для детей и подростков
[модификация Крук И.В., 1975].
Шмуттермайера методика групповой ступенчатой музыкотерапии [Schmuttermayer R., 1980].
Одна из психотерапевтических методик, относящихся к музыкотерапии. Включает прослушивание
музыки, пение, инструментальное импровизирование, танцы. Применяется при расстройствах
влечений, аффекта, моторики и восприятия, а также при интрапсихических или межперсональных
нарушениях. Применяется в комплексе других лечебных, в том числе и психотерапевтических,
мероприятий. Оказывает нормализующее влияние на поведение больных.
Шнейдера первичный бред отношения [Schneider К.]. Систематизированный бред отношения
или преследования, не сопровождающийся галлюцинациями и длительное время исчерпывающий
клиническую картину психоза. Характерен для начальных стадий параноидной шизофрении, до
трансформации паранойяльного синдрома в параноидный.
Шнейдмена тест Macea Picture Story [Schneidman E.C.,
1947]. Проективная психологическая
методика, использующая 22 фоновые картинки и 67 фигурок людей различного возраста и занятий.
Обследуемый составляет из этого материала картинку и рассказывает по ней историю. Рассказы
анализируются по форме и содержанию. Учитывается социальный аспект рассказа, позволяющий
выявить особенности адаптации обследуемого к окружающей среде, характер присущих ему
интерперсональных взаимоотношений, тип самооценки.
Син.: тест MAPS.
ШогамаМировского методика психотонической тренировки [Шогам А.Н., Мировский К.И.,
1965]. Модификация Шульца метода аутогенной тренировки, показанная для больных
астеногипотонической группы. Формулировка самовнушения рассчитана на симптоматическое
действие. Характерны развернутые, подробные формулы самовнушения, широкое применение образных
представлений, комплектация специализированных групп больных по принципу направлений органо-
тренировки, включение активирующих (симпатикотонических) упражнений. Эффективность лечения
«объективизируется» исследованиями кожной температуры, артериального давления и т.п.
Шок затянувшийся. Осложнение инсулинокоматозной терапии когда несмотря на все
полагающиеся меры больного не удается вывести из коматозного состояния. При этом иногда уровень
сахара в крови оказывается достаточным. В патогенезе Ш.з. придается значение явлениям токсикоза,
гипоксии тканей мозга, гипоксемии, отека мозга. Продолжительность от нескольких часов до
нескольких дней. При явлениях Ш.з. в первую очередь проверяют уровень сахара в крови, в случае
обнаружения гипогликемии ее купируют введением углеводов. Лечение такое же, как при отеке мозга,
иногда помогает спинно-мозговая пункция.
Шок инсулиновый. Коматозное гипогликемическое состояние, вызываемое введением
инсулина в процессе инсулино-коматозной терапии шизофрении. Часто для достижения Ш.и. длительно
болеющим шизофренией и, особенно, уже принимавшим это лечение, приходится вводить большие
дозы препарата.
Син.: кома инсулиновая.
Шок отсроченный. 1. Повторная гипогликемия (вплоть до комы) через несколько часов после
купирования инсулинового шока. 2. Отставленное во времени развитие электросудорожного припадка
при электросудорожной терапии возникает не сразу после включения электрического тока, а через
10-60 сек.
Син.: кома отсроченная.
Шок психический. См. Паралич эмоциональный.
Штаабс сценотест [Staabs G., 1951]. Проективная психологическая методика для исследования
детей. Исследуемому предъявляют набор фигурок, представляющих различных людей. Ребенок свободно
манипулирует фигурками, придает им позы и жесты, отражающие различные эмоциональные состояния
и настроения, ожидания. Используется для исследования взаимоотношений ребенка с окружающими.
ШтамаВигболдусаГросфельда пресенильная деменция [Stam E.C., Wigboldus J.M.,
Grosveld F.M., 1968]. Подострая спонгиоформная энцефалопатия. Начало после 50 лет снижение
|