не одна из проблем данной дисциплины, а важнейшая ее проблема, поскольку
«содержание социально значимых черт человеческой психики формируется
именно на макросоциальном уровне» (Дилигенский, 1971). Как бы ни была
велика роль малых групп и непосредственного межличностного общения в
процессах формирования личности, сами по себе они не создают исторически
конкретных социальных норм, ценностей, установок, потребностей. Все эти и иные
содержательные элементы общественной психологии возникают на основе
исторического опыта больших групп, опыта, обобщенного знаковыми,
культурными и идеологическими системами: этот опыт лишь «доведен» до
индивида через посредство малой группы и межличностного общения. Поэтому
социально-психологический анализ больших групп можно рассматривать как
«ключ» к познанию содержания психики индивида. Конечно, наряду с опытом
больших социальных групп важнейшее значение для понимания
содержательных элементов общественной психологии имеют и массовые
социальные процессы и движения. Характер общественных изменений и
преобразований, непосредственное участие в революционных (или
контрреволюционных) движениях, сложные процессы формирования
общественного мнения все это также немаловажные факторы, задающие весь
строй психологических характеристик больших групп. Поэтому точнее было бы
говорить о необходимости социально-психологического анализа больших
социальных групп, а также массовых процессов и социальных движений.
Однако, поскольку эти массовые процессы и движения имеют в качестве своего
субъекта большие социальные группы, для краткости можно обозначить этот
раздел «психология больших социальных групп». Прежде чем приступить к
рассмотрению психологических особенностей некоторых конкретных больших
групп, необходимо выделить как минимум те принципиальные
методологические вопросы, без решения которых такое рассмотрение не может
быть успешным.
Прежде всего это вопрос о том, какие же группы следует рассматривать в
качестве «больших». Далее, какова структура психологии больших групп, ее
основные элементы, их соподчинение, характер их взаимосвязи. В-третьих, это
вопрос о том, каково соотношение психики отдельных индивидов, входящих в
группу, с элементами групповой психологии. Наконец, в-четвертых, какими
методами можно пользоваться при изучении всех этих явлений. Сразу же нужно
сказать, что ответы на эти вопросы приходится отыскивать не только, а может быть
и не столько в психологии, сколько в социологии. Это не означает, что в
психологической литературе такие проблемы не освещаются, но означает то, что
на них делается недостаточное ударение. Этот факт отмечается, в частности, в
современной европейской социальной психологии. Одна из центральных идей С.
Московией заключается в призыве сделать больший акцент на исследовании
больших социальных групп, что он обозначает термином «социологизация». Это
своеобразное признание того, что сама социальная психология не может
справиться с данной проблематикой и необходимо должна усвоить элементы
социологического знания: «Социальная психология становится здесь способом
изучения социальных процессов, протекающих в обществе в целом в
достаточно широких масштабах» (Московией, 1984. С. 220). Но на этом пути
социальная психология делает еще первые шаги. Европейская традиция, так же как
и разработанные в отечественной социальной психологии методологические
принципы, способствуют продвижению по этому пути.
|