некритическим восприятием. Предполагается, что человек, принимающий
информацию, в случае внушения не способен на ее критическую оценку.
Естественно, что в различных ситуациях и для различных групп людей мера
неаргументированности, допускающая некритическое принятие информации,
становится весьма различной.
Явление внушения исследуется в психологии очень давно, правда, в
большей степени оно изучено в связи с медицинской практикой или с
некоторыми конкретными формами обучения. Внушение, «суггестия», как
социально-психологическое явление обладает глубокой спецификой, поэтому
правомерно говорить об особом явлении «социальной суггестии». В остальном в
социально-психологическом исследовании сохраняется терминология,
используемая в других разделах психологической науки, изучающей это
явление: человек, осуществляющий внушение, называется суггестор; человек,
которому внушают, т.е. выступающий объектом внушения, называется
суггеренд. Явление сопротивления внушающему воздействие называется
контрсуггестией. В отечественной литературе впервые вопрос о значении
социальной суггестии был поставлен в работе В.М. Бехтерева «Внушение и его роль
в общественной жизни» (1903). При анализе внушения как специфического средства
воздействия встает, естественно, вопрос о соотношении внушения и заражения.
В литературе нет однозначного ответа на этот вопрос. Для одних авторов
внушение является одним из видов заражения наряду с подражанием, другие
подчеркивают отличия внушения от заражения, которые сводятся к
следующему: 1) при заражении осуществляется сопереживание большой массой
людей общего психического состояния, внушение же не предлагает такого
«равенства» в сопереживании идентичных эмоций: суггестор здесь не
подвержен тому же самому состоянию, что и суггеренд. Процесс внушения
имеет одностороннюю направленность это не спонтанная тонизация
состояния группы, а персонифицированное, активное воздействие одного
человека на другого или на группу; 2) внушение, как правило, носит
вербальный характер, тогда как при заражении, кроме речевого воздействия,
используются и иные средства (восклицания, ритмы и пр.) (Парыгин, 1971. С. 263-
265). С другой стороны, внушение отличается от убеждения тем, что
непосредственно вызывает определенное психическое состояние, не нуждаясь в
доказательствах и логике (Бехтерев, 1903). Убеждение, напротив, построено на
том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека,
принимающего информацию. При внушении же достигается не согласие, а
просто принятие информации, основанное на готовом выводе, в то время как в
случае убеждения вывод должен быть сделан принимающим информацию
самостоятельно. Поэтому убеждение представляет собой преимущественно
интеллектуальное, а внушение преимущественно эмоционально-волевое
воздействие.
Именно поэтому при изучении внушения установлены некоторые
закономерности относительно того, в каких ситуациях и при каких
обстоятельствах эффект внушения повышается, Так, если говорить не о
медицинской практике, а о случаях социальной суггестии, то доказана
зависимость эффекта внушения от возраста: в целом дети более поддаются
внушению, чем взрослые. Точно так же в большей мере внушаемыми
оказываются люди утомленные, ослабленные физически, чем обладающие
хорошим самочувствием. Но самое главное заключается в том, что при
|