страны не имеет однозначного решения: нигилистическое отрицание чужого опыта
здесь столь же неуместно, сколь и простое копирование идей и исследований. Не
случайно в современной социальной психологии введено понятие «социального
контекста», т.е. привязанности исследования к определенной социальной практике.
Во-вторых, задача тщательной отработки проблемы прикладного
исследования в социальной психологии. Исследования, проводимые
непосредственно в различных звеньях общественного организма, требуют не только
высокого профессионального мастерства, но и гражданской ответственности
исследователя. Направленность практических рекомендаций и есть та сфера, где
социальная психология непосредственно «вторгается» в общественную жизнь.
Следовательно, для социального психолога весьма остро стоит не только вопрос о
профессиональной этике, но и о формулировании своей социальной позиции.
Французский социальный психолог С. Московией справедливо заметил, что задачи для
социальной психологии задает именно общество, оно диктует ей проблемы (Московией,
1984). Но это означает, что социальный психолог должен понимать эти проблемы
общества, уметь чутко улавливать их, осознавать, в какой мере и в каком направлении
он может способствовать решению этих проблем. «Академизм» и «профессионализм» в
социальной психологии должны органически включать в себя и известную
социальную чуткость, понимание сущности социальной «ангажированности» этой
научной дисциплины.
В современном обществе раскрываются многочисленные сферы приложения
социально-психологических знаний.
Специфика социальной психологии, сложившейся в нашей стране в
конкретных исторических условиях, а именно в период существования
социалистического строя, естественно, породила и новую проблематику. Конечно,
многие из открытых в традиционной социальной психологии явлений имеют место в
любом типе общества: межличностные отношения, коммуникативные процессы,
лидерство, сплоченность все это явления, присущие любому типу общественной
организации. Однако, констатируя этот факт, нужно иметь в виду два обстоятельства. Во-
первых, даже и эти, описанные в традиционной социальной психологии, явления
приобретают в различных социальных условиях порой совершенно иное содержание.
Формально процессы остаются теми же: люди общаются друг с другом, у них
формируются определенные социальные установки и т.д., но каково содержание
различных форм их взаимодействия, какого рода установки возникают по
отношению к определенным общественным явлениям все это определяется
содержанием конкретных общественных отношений. Значит, анализ всех
традиционных проблем приобретает новые грани. Методологический принцип
включения именно содержательного рассмотрения социально-психологических
проблем продиктован в том числе и общественными потребностями.
Во-вторых, новая социальная реальность рождает порой и необходимость
новых акцентов при исследовании традиционных для данного общества проблем. Так,
период радикальных экономических и политических преобразований, происходящих
сегодня в России, требует особого внимания, например, к проблемам этнической
психологии (особенно в связи с обострением межнациональных конфликтов),
психологии предпринимательства (в связи со становлением новых форм
собственности) и др. Идея о том, что общество диктует проблемы социальной
психологии, должна быть дополнена идеей о том, что долг социального психолога
уметь выявить эти проблемы.
Кроме задач общетеоретического плана общество ставит перед социальной
психологией и конкретные прикладные задачи. Прикладные исследования не могут
ожидать решения теоретических вопросов, они выдвигаются буквально из всех сфер
общественной жизни. Ряд важнейших направлений прикладных исследований
|