многочисленных лидеров, так же как и в его собственной деятельности
сочетание черт руководителя и лидера.
Определенную помощь может оказать при этом использование
упоминавшейся модели Ф. Фидлера. В ней различаются: руководитель,
«ориентированный на задачу», и руководитель, «ориентированный на
межличностные отношения». При помощи особых методик устанавливается, к
какому типу принадлежит тот или иной руководитель, в частности, выявляется
такой показатель, как «отношение к наименее предпочитаемому сотруднику»
(НПС). Ориентированный «на задачу» руководитель видит в последнем одни
отрицательные черты, ориентированный «на межличностные отношения»
склонен видеть такого сотрудника не в одном лишь черном цвете. Далее
описывается характеристика групповой деятельности, при которой тот или
другой тип руководителя оказывается наиболее эффективным (Кричевский,
Дубовская, 1991). Предложенная в модели многогранность подхода позволяет в
определенной степени учитывать соотношение чисто управленческих и
психологических (т.е. лидерских) качеств руководителя.
Процесс принятия группового решения. Процесс принятия группового
решения тесно связан с проблемой лидерства и руководства, потому что
принятие решения одна из важных функций руководителя, а организация
группы на принятие такого решения особенно сложная функция. Тот факт, что
групповые решения во многих случаях являются более эффективными, чем
индивидуальные, отмечался неоднократно. В современных условиях, когда
деятельность групп активизируется во многих звеньях общественного
организма, эта проблема приобретает особую актуальность. Не только в
социальной психологии, но и в повседневной практике разработаны различные
методы принятия групповых решений, и дело науки выявить в полной мере их
возможности.
Однако, прежде чем говорить о конкретных формах принятия групповых
решений, необходимо уяснить себе некоторые принципиальные вопросы, на
которые должна ответить социальная психология, исследуя эту проблему.
Главные из этих вопросов следующие: что такое вообще «групповое
решение», иными словами, как объединяются индивидуальные мнения членов
группы в единое решение? Какую роль в процессе принятия группового
решения играет предшествующая ему дискуссия? Действительно ли всегда
групповое решение лучше, чем индивидуальное, и если да, то в каких случаях оно
лучше? Наконец, каковы последствия для группы принятия общего решения и
каково значение этого факта для каждого индивида, принимавшего в нем участие?
Каждый из этих вопросов так или иначе вставал в социальной психологии, но
исследованы они неодинаково.
Так, наиболее исследована роль групповой дискуссии, предшествующей
принятию группового решения. На экспериментальном уровне эта проблема, как
и другие вопросы групповой динамики, была изучена Левиным. Эксперимент
был осуществлен в США в годы второй мировой войны и имел прикладное
значение. В условиях экономических затруднений в связи с военной ситуацией в
США снизилось количество пищевых продуктов, поступающих в торговую сеть.
Вместо мяса населению предлагались многочисленные субпродукты, однако
домохозяйки бойкотировали их покупку. Цель экспериментального исследования
Левина состояла в том, чтобы сравнить эффективность воздействия на мнение
домохозяек традиционной формы, используемой рекламой (лекции), и новой
формы выработки собственного
|