Челпанов Г.И. Психология и марксизм. М., 1924.
Глава 2
ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ
Предпосылки возникновения социальной психологии. Изучение истории
социально-психологической мысли имеет большое значение не только с точки зрения
повышения эрудиции психолога или социолога, но и для более углубленного и
четкого представления о существе науки, ее проблематике и, наконец, о ее предмете.
История социальной психологии как науки значительно «моложе» истории того, что
можно назвать «социально-психологическим мышлением» (Гибш и Форверг, 1972. С. 31).
Потребность осознать характер совместной деятельности, форм общения,
складывающихся в ней, по-видимому, так же стара, как и сама эта совместная
деятельность людей. История первобытного общества свидетельствует, что люди уже на
заре человечества сталкивались с социально-психологическими явлениями и каким-то
образом пытались использовать их. Так, например, в различных системах древних
религий использовались такие формы массовых настроений, как подверженность
психологическому заражению, приводящему к воздействию толпы на индивида. Из
поколения в поколение передавались обряды, табу, и это выступало своего рода
нравственным регулятором человеческого общения. Определенные секреты
воздействия на публику были известны и древним ораторам. В таких своеобразных
формах «социально-психологическое мышление» насчитывает тысячелетия, в то
время как история социальной психологии как научной дисциплины
относительно молодая отрасль знания.
Трудность создания научной истории социальной психологии заключается в том,
что дисциплина эта формировалась из многих источников, и сложно определить, на каких
рубежах внутри той или другой науки обособились элементы социально-
психологического знания. Но еще большую трудность представляет тот факт, что в
период, когда социальная психология наиболее определенно заявила о себе как о
самостоятельной дисциплине, сразу же сложились различные традиции в ее
развитии, опирающиеся на различные философские школы, в том числе
марксистская традиция, которая предлагала специфическое решение ряда проблем.
Следовательно, история социальной психологии должна включать в себя
рассмотрение всех этих традиций, равным образом как и выявление коренных
методологических и теоретических различий в их современных формах.
При возникновении социальной психологии как самостоятельной отрасли
знаний, как и при возникновении любой другой научной дисциплины, сыграли свою роль
причины двоякого рода: как социальные, так и чисто теоретические. Анализ
теоретических причин требует разделить вопрос на две части. Первая часть касается того,
каким образом социально-психологические идеи вызревали в «недрах» других отраслей
знания и лишь подготовили самостоятельную фазу в развитии данной науки. По
выражению Б.Д. Парыгина, здесь должны быть проанализированы работы
«предшественников» социальной психологии, в отличие от работ ее «зачинателей», т.е.
исследователей, впервые попытавшихся создать первые «образцы» собственно
социально-психологических концепций (Парыгин, 1971. С. 21).
Процесс создания предпосылок социальной психологии не отличается в целом от
процесса развития любой научной дисциплины, его содержание это зарождение
социально-психологических идей первоначально в лоне философии, а затем
постепенное отпочкование их от системы философского знания. Правда,
отпочкование это осуществлялось не непосредственно, а через отпочкование двух
других дисциплин, давших непосредственно жизнь социальной психологии
психологии и социологии.
|