общественных отношений получает свое раскрытие и конкретизацию:
ближайшей сферой таких отношений являются отношения между группами.
Возникает своеобразный «межгрупповой контекст», который есть
разновидность социального контекста. Перспектива исследований психологии
межгрупповых отношений должна включить в себя два сечения: отношения
между группами «по горизонтали», т.е. между группами, не связанными
отношениями подчинения, а существующими как бы «рядом» (школьный класс со
школьным классом, бригада с бригадой, если речь идет о малых группах, или нация
с нацией, демографическая группа с демографической группой, если речь идет о
больших группах, и т.д.). Вариант этого сечения взаимоотношения разных, но
не соподчиненных групп: семья, школа, спортивная секция и т.д. Второе сечение
отношения между группами «по вертикали», т.е. в системе некоторой их
иерархии: бригада, цех, завод, объединение и т.п. Этот второй случай логично
позволит включить в проблематику межгрупповых отношений также относительно
новый раздел социальной психологии психологию организации (рис. 15).
Рис. 15. Два направления исследований психологии межгрупповых
отношений
Реализация такой перспективы будет важным фактором «достраивания»
социальной психологии, поскольку расширит в значительной мере сферу ее
практического применения, включит ее в более широкий круг социальных
проблем. В условиях современного этапа развития нашего общества это
важная социальная функция науки, способствующая стабилизации
общественных отношений.
Литература
Агеев B.C. Перцептивные процессы межгруппового взаимодействия.
Межличностное восприятие в группе. 1981.
Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. М., 1983.
Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические
проблемы. М., 1990.
Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в
современной французской психологии. М., 1987.
Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения //
Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987.
Раздел IV
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Глава 15
ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ
ПСИХОЛОГИИ
Личность как предмет исследования в социологии и психологии.
Весь ход предшествующих рассуждений приводит нас к необходимости
рассмотреть теперь тот круг проблем, который непосредственно связан с
проблемой личности. Однако прежде чем начать анализ этих проблем,
необходимо уточнить тот «разрез», который является специфическим для
социальной психологии. (Проблема личности в социальной психологии, 1979.)
Уже в многочисленных и разнообразных определениях предмета социальной
психологии заложена некоторая противоречивость суждений относительно
того, какое место должна занять проблема личности в этой науке. При
характеристике основных позиций в дискуссии о предмете социальной
психологии уже говорилось о том, что одна из них понимала преимущественно
под задачей социальной психологии исследование именно личности (Платонов,
|