«однозначного» восприятия внешнего мира. При принятии такой
объяснительной модели все социальные детерминанты изменения социальных
установок элиминируются, поэтому ключевые вопросы вновь остаются
нерешенными.
Для того чтобы найти адекватный подход к проблеме изменения
социальных установок, необходимо очень четко представить себе
специфическое социально-психологическое содержание этого понятия, которое
заключается в том, что данный феномен обусловлен «как фактом его
функционирования в социальной системе, так и свойством регуляции поведения
человека как существа, способного к активной, сознательной, преобразующей
производственной деятельности, включенного в сложное переплетение связей с
другими людьми» (Шихирев, 1976. С. 282). Поэтому в отличие от
социологического описания изменения социальных установок недостаточно
выявить только совокупность социальных изменений, предшествующих
изменению аттитюдов и объясняющих их. Вместе с тем, в отличие от
общепсихологического подхода также недостаточно анализа лишь
изменившихся условий «встречи» потребности с ситуацией ее удовлетворения.
Изменение социальной установки должно быть проанализировано как с
точки зрения содержания объективных социальных изменений, затрагивающих
данный уровень диспозиций, так и с точки зрения изменений активной позиции
личности, вызванных не просто «в ответ» на ситуацию, но в силу обстоятельств,
порожденных развитием самой личности. Выполнить обозначенные требования
анализа можно при одном условии: при рассмотрении установки в контексте
деятельности. Если социальная установка возникает в определенной сфере
человеческой деятельности, то понять ее изменение можно, проанализировав
изменения в самой деятельности. Среди них в данном случае наиболее важно
изменение соотношения между мотивом и целью деятельности, ибо только при
этом для субъекта изменяется личностный смысл деятельности, а значит, и
социальная установка (Асмолов, 1979). Такой подход позволяет построить
прогноз изменения социальных установок в соответствии с изменением
соотношения мотива и цели деятельности, характера процесса целеобразования.
Эта перспектива требует решения еще целого ряда вопросов, связанных с
проблемой социальной установки, интерпретированной в контексте
деятельности. Только решение всей совокупности этих проблем, сочетания
социологического и общепсихологического подходов позволит ответить на
поставленный в начале главы вопрос: какова же роль социальных установок в
выборе мотива поведения?
Литература
Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная
социальная психология на Западе. Теоретические ориентации. М., 1978.
Асмолов А.Г. Ковальчук М.А. О соотношении понятия установки в
общей и социальной психологии // Теоретические и методологические
проблемы социальной психологии. М., 1977.
Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1969.
Дэвис Дж. Социальная установка // Американская социология.
Перспективы. Проблемы. Методы. Пер. с англ. М., 1972.
Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности
личности. Л., 1983.
Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
|