формируют друг по отношению к другу определенные отношения. На основе
сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств от неприятия того или
иного человека до симпатии, даже любви к нему. Область исследований,
связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных
отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования
аттракции. Буквально аттракция привлечение, но специфический оттенок в
значении этого слова в русском языке не передает всего содержания понятия
«аттракция». Аттракция это и процесс формирования привлекательности
какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е.
некоторое качество отношения. Эту многозначность термина особенно важно
подчеркнуть и иметь в виду, когда аттракция исследуется не сама по себе, а в
контексте третьей, перцептивной, стороны общения. С одной стороны, встает
вопрос о том, каков механизм формирования привязанностей, дружеских чувств
или, наоборот, неприязни при восприятии другого человека, а с другой
какова роль этого явления (и процесса, и «продукта» его) в структуре общения в
целом, в развитии его как определенной системы, включающей в себя и обмен
информацией, и взаимодействие, и установление взаимопонимания.
Включение аттракции в процесс межличностного восприятия с особой
четкостью раскрывает ту характеристику человеческого общения, которая уже
отмечалась выше, а именно тот факт, что общение всегда есть реализация
определенных отношений (как общественных, так и межличностных).
Аттракция связана преимущественно с этим вторым типом отношений,
реализуемых в общении.
Исследование аттракции в социальной психологии сравнительно
новая область. Ее возникновение связано с ломкой определенных
предубеждений. Долгое время считалось, что сфера изучения таких феноменов, как
дружба, симпатия, любовь, не может быть областью научного анализа, скорее,
это область искусства, литературы и т.д. До сих пор встречается точка зрения, что
рассмотрение этих явлений наукой наталкивается на непреодолимые
препятствия не только вследствие сложности изучаемых явлений, но и
вследствие различных возникающих здесь этических затруднений.
Однако логика изучения межличностного восприятия заставила
социальную психологию принять и эту проблематику, и в настоящее время
насчитывается довольно большое количество экспериментальных работ и
теоретических обобщений в этой области.
Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на
другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент (Гозман,
1987), когда этот «другой» оценивается преимущественно в категориях,
свойственных аффективным оценкам. Эмпирические (в том числе
экспериментальные) исследования главным образом и посвящены выяснению тех
факторов, которые приводят к появлению положительных эмоциональных
отношений между людьми. Изучается, в частности, вопрос о роли сходства
характеристик субъекта и объекта восприятия в процессе формирования
аттракции, о роли «экологических» характеристик процесса общения (близость
партнеров по общению, частота встреч и т.п.). Во многих работах выявлялась связь
между аттракцией и особым типом взаимодействия, складывающимся между
партнерами, например, в условиях «помогающего» поведения. Если весь процесс
межличностной перцепции не может быть рассмотрен вне возникающего
при этом определенного отношения, то процесс аттракции есть
|