Сколь реальной является полная свобода экономических субъектов? Вопрос, скорее, риторический. Во-
первых, имеются капиталы мелкие, средние и капиталы крупные, обладающие монополистической
силой, дающей им возможность фактически ограничивать свободу других экономических субъектов.
Во-вторых, существуют законодательные ограничения. Ни один экономический субъект не может
функционировать вне рамок закона (его ограничений). В-третьих, имеет место треугольник
собственность - контроль - управление, в рамках которого существуют самые разные комбинации,
далекие от понятия полной свободы экономических субъектов.
Теперь о возможности полной свободы выбора деятельности. Она также представляется сомнительной.
Прежде всего, есть виды деятельности, которые либо запрещаются (торговля наркотиками, оружием и
проч.), либо законодательно ограничиваются и требуют специального разрешения. Во-вторых, любая
деятельность не протекает в правовом вакууме, т. е. для начала любого дела вы либо получаете
разрешение на открытие предприятия, либо обязаны его зарегистрировать в соответствующей
государственной (местной, муниципальной, общенациональной) структуре. И наконец, ограничение
свободы выбора деятельности может происходить либо от монополии в форме прямого
монополистического ограничения в отраслях с высокой мерой несовершенства конкуренции (трудно
представить, что можно просто так начать и добиться успехов, например, в производстве автомобилей,
которые серийно выпускаются крупнейшими монополистическими гигантами), либо в отраслях
естественных монополий (подробнее см. 5, 5.1, 5.2), где само производство товара-заменителя выглядит
сомнительным, а возможностей конкурировать с естественным монополистом на его поле просто нет.
Следующей чертой рыночной модели является свободное ценообразование. При реальном
рассмотрении процессов ценообразования в развитых странах становится очевидным, что его свобода
относительна и чрезвычайно ограничена.
Это касается прежде всего отраслей, производящих основные сельскохозяйственные продукты.
Известно, что существует прямое или скрытое их дотирование, причем как в направлении
стимулирования производства, так и в направлении побуждения к реальному сокращению аграрного
производства продукции в условиях насыщенных рынков. Далеки от свободно-рыночных принципы
ценообразования на продукцию государственного потребления, прежде всего оборонного назначения.
Следующими примерами ограничения свободного ценообразования являются введение таможенных
пошлин, квот, практика скрытых экспортно-импортных картелей, наличие антидемпингового
законодательства. Фактором, ограничивающим свободу в ценообразовании, выступает
монополистическая сила на рынках (лидерство в ценах, неценовые способы конкуренции и проч.).
Наконец, не исключается и прямое регулирование или установление, фиксирование на определенный
период цен государством (например, прямое регулирование цен на энергоносители в период нефтяного
шока в самой либерально-рыночной стране мира - США).
Не проявляется в чистом виде и четвертая черта рыночной модели - совершенная конкуренция в
качестве формы существования экономических субъектов. Здесь и различные монополистические
искажения рынков, и стремление производителей снизить риск и неопределенность из-за того, что цена
на рынке устанавливается после процесса производства, за спиной производителя (за счет субподряда,
франчайзинга, заключения контрактов и проч.), и широкая практика использования неценовых и
неэкономических методов конкурентной борьбы, особенно на международных рынках, и т. д.
Необходимо подвергнуть сомнению и чистоту прибыли в качестве основной прибыли экономических
субъектов. Согласиться с этим тезисом можно только в одном случае - если не будет существовать
никаких иных экономических интересов, кроме интересов самой фирмы (а как же быть с
персонифицированными интересами собственников, менеджеров, тех, кто осуществляет контроль, и
др.?).
Следует заметить, что и с точки зрения сугубо фирменных интересов прибыль в ряде случаев не
выступает в качестве цели экономических субъектов. Это происходит тогда, когда фирма старается
закрепиться на данном рыночном сегменте или его расширить.
Выше уже отмечалось, что в условиях рынка цена определяется после процесса производства,
фактически за спиной производителя. Это само по себе делает данные систему и форму экономической
организации (рыночную) достаточно неопределенными и рискованными для непосредственных
участников. Естественно их стремление снизить и риск и неопределенность. Достичь же этого они
могут только, подрывая рыночную модель и рынок как таковой, за счет создания систем, дающих
возможность определять или, хотя бы, достаточно точно предвидеть продажную цену до начала
процесса производства. Такая система и, соответственно, экономическая организация уже не будут
рыночными или, по крайней мере, будут не только рыночными, но и нерыночными.
|