сделкой (рынок или контрактная система). Большие гарантии предопределяют меньшую цену
безубыточности, но они связаны с дополнительными издержками. Нельзя нести небольшие
трансакционные расходы, не предоставляя никаких гарантий.
В заключение данного раздела попытаемся более точно ответить на вопрос: какие типы сделок
соответствуют какому типу экономической организации?
Виды сделок:
1. Случайные:
1.1. Покупка стандартного оборудования, неспециализированные активы,
1.2. Покупка оборудования, сделанного на заказ, средняя степень специализации активов,
1.3. Строительство какого-то предприятия, специализированные активы.
2. Регулярно повторяющиеся:
2.1. Покупка стандартных материалов, неспециализированные активы,
2.2. Покупка заказанных материалов, средняя степень специализации активов,
2.3. Перемещение полуфабриката по смежным производственным стадиям, связанным со
специфичностью местоположения,
2.4. Покупка комплектующих узлов и деталей для сборочного производства,
2.5. Сборка продукции из комплектующих и узлов.
Можно смело утверждать, что сделки 1.1 и 2.1 будут безоговорочно доверены рынку. Сделки 1.2 и 2.2 в
зависимости от степени специализации активов (можно ею пренебречь или нельзя) будут доверены
либо рынку, либо контрактной системе. Сделки типа 1.3 и 2.4 будут защищены контрактами (в
противном случае завод просто не будет построен в срок и вряд ли станет возможным само сборочное
производство). У нас остались два типа сделок - 2.3 и 2.5. Есть обоснованные сомнения в том, что их
можно доверить рынку или контрактной системе, но они прекрасно будут чувствовать себя в ...
рамках внутрифирменной иерархии.
Именно этому типу экономической организации и будет посвящена следующая часть нашей работы.
2.3. Нерыночная модель экономических отношений
(иерархия), внутрифирменная контрактация
Нерыночная модель экономических отношений (иерархия), внутренняя контрактация. Нерыночные
отношения в рамках рыночных систем. Отношения субподряда. Франчайзинг. Контрактная система.
Внутрифирменные отношения: материнская компания - дочерние компании, филиалы отношения
между подразделениями в рамках внутрифирменной иерархии. Нерынок как модель. Отсутствие
свободы у экономических субъектов. Отсутствие свободы выбора вида деятельности. Ликвидация
рыночной (свободной) цены. Полная монополия, отсутствие конкуренции во внутрифирменных
отношениях. Иная (не прибыль) основная цель функционирования подразделения компании.
Определение параметров внутренней среды организации до начала деятельности. Внутрифирменная
иерархия (нерынок) как информационная система. Опосредованный характер информационных потоков
внутри фирмы (внутрифирменная структура). Внутрифирменная контрактация.
Вернемся к рис. 1 (с. 60). Положение А характеризовалось нами как соответствующее состоянию
свободного (совершенного) рынка. Положение В противостояло ему в качестве полного антипода
рынку. Условно мы назвали его нерынок. Но между А и В имеется огромное количество конкретных
экономических организаций, которые отличаются друг от друга мерой рыночности-нерыночности.
Выше мы определили конкретный вид такого промежуточного типа экономической организации - им
оказалась контрактная система, где основное искажение рыночных реалий свелось к определению цены
до начала процесса производства, небесплатности трансакций и возможности замены экономических
отношений (купли-продажи) юридическими отношениями на основе заключенного соглашения.
Однако, как нам представляется, примером контрактной системы этот промежуточный тип не
ограничивается. Необходимо отметить, что даже реальный рынок как экономическая организация несет
в себе определенную (известную) меру и нерыночности. Такое положение вещей, вероятно, дает нам
основания утверждать, что имеют место не только контрактная система как конкретная форма
существования рыночности-нерыночности в системе, но и нерыночные отношения в рамках рыночных
систем.
К ним можно отнести отношения субподряда, франчайзинга, другие формы взаимосвязей между
крупными и мелкими компаниями, сопровождающиеся установлением отношений зависимости при
формальной юридической независимости последних, сложные виды внутрифирменных взаимосвязей
между материнскими и дочерними компаниями, головными компаниями и филиалами.
|